Время новостей
     N°136, 01 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2001
Эффект присутствия
Каспийская флотилия напоминает об интересах России
На Черном море завершены государственные испытания новейшего патрульного катера «Мираж». В минувший уикенд корабль был официально включен в боевой состав морских сил Федеральной погранслужбы России. По заявлению руководства ФПС, «Мираж» уже в ближайшее время будет переброшен на Каспий, где ему предстоит «обеспечивать безопасность морских границ и сохранность водных биоресурсов России». Таким образом, Россия продолжает ударными темпами наращивать военно-морские возможности в Каспийском регионе.

Патрульный катер «Мираж», построенный на рыбинской судостроительной верфи «Вымпел», представляет собой «боевую единицу ФПС» нового поколения. При сравнительно небольшом -- 120-тонном -- водоизмещении «Мираж» несет на борту мощное вооружение, позволяющее ему «работать» по надводным, воздушным и береговым целям. Катер вооружен скорострельной автоматической артиллерийской установкой, двумя крупнокалиберными пулеметами, зенитно-ракетным комплексом «Игла» и управляемым ракетным комплексом «Атака». Новое «место службы» катера не было секретом еще в ходе его постройки -- в последние несколько лет перевооружение дислоцирующихся на Каспии подразделений было объявлено безусловным приоритетом морской охраны ФПС. Решение принималось еще в ходе реформы российских погранвойск, начатой в середине 90-х тогдашним главой ФПС Андреем Николаевым. «Если до начала полномасштабной разработки каспийской нефти нам так и не удастся договориться с соседями о разграничении моря, фактор силы приобретет здесь ключевое значение», -- признавался тогда один из руководителей морохраны. Последние инциденты между Ираном и Азербайджаном свидетельствуют о том, что этот прогноз, увы, начинает сбываться. И хотя после отставки самого генерала Николаева в декабре 1997-го финансирование программ перевооружения ФПС резко сократилось, пограничники старались, чтобы на «каспийских планах» это отражалось в последнюю очередь. Сначала сюда перебросили пограничные сторожевики, выведенные с абхазской базы «Очамчира» на Черном море, а в последний год на Каспий стали поступать и боевые корабли новых проектов. Последним из них стал 375-тонный сторожевой корабль «Валентин Пикуль», переданный пограничникам в нынешнем июне корабелами санкт-петербургского «Алмаза» (сейчас на этой верфи достраиваются еще два таких же корабля для ФПС, которые скорее всего тоже будут нести службу на Каспии).

Возможности группировки пограничных кораблей серьезно дополняет и наличие в регионе Каспийской флотилии, входящей в состав российского ВМФ. После распада СССР само существование флотилии было под вопросом: она потеряла треть корабельного состава, большинство пунктов базирования, основные арсеналы и судоремонтные мощности. Однако главкомату ВМФ удалось восстановить боеготовность Каспийской флотилии: в минувшем декабре завершено формирование 77-й отдельной бригады морской пехоты, корабельный состав пополнился новыми десантными катерами типа «Серна», а еще до этого с Балтийского флота дополнительно прибыло четыре ракетных и артиллерийских катера. Маневры нынешнего года подтвердили готовность флотилии «к охране морских коммуникаций»: Москва сейчас придает особое значение реализации проекта международного транспортного коридора Север--Юг, частью которого является паромная переправа Иран--Россия на Каспии. Именно этим, кстати, Москва и предпочитает аргументировать свои военно-морские приготовления в регионе. Тем более что нашим каспийским соседям формально трудно что-либо возразить: в конце концов именно Россия еще в пору президентства Ельцина предлагала приступить к переговорам о полной демилитаризации Каспия. Однако тогда эта инициатива так и не нашла поддержки у других сторон «каспийского диалога».

См. также материал «Персидский нефтяной поход»

Юрий ГОЛОТЮК