|
|
N°89, 24 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все дороги ведут в Москву
Сегодня в Москве открывается 89-я сессия совета министров Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Конференции, созданные более пятидесяти назад (в 1953 году в Брюсселе), направлены на решение вопросов интеграции европейской транспортной системы. Сегодня ЕКМТ объединяет министров транспорта 43 европейских государств. Российская Федерация стала полноправным членом ЕКМТ в 1997 году. Нашей стране членство в ЕКМТ дает возможность осуществлять международные перевозки, сообразуясь с изменяющимися требованиями европейского рынка, развивать свой транзитный потенциал, влиять на транспортную политику европейских государств.
В прошлом году Россия получила полномочия председателя ЕКМТ и право провести очередную сессию в своей столице. Основными темами для обсуждения на предстоящей сессии будет развитие транспортных связей между Европой и Азией, международного автомобильного транспорта (в связи с реформой многосторонних квот и условий доступа к рынку), тарифной политики и развития самой ЕКМТ. Также запланировано обсудить модели реализации интермодальных перевозок (использование при перевозках различных видов транспорта).
Один из главных вопросов, который Россия поставит на предстоящей сессии, был сформулирован президентом Путиным. В его послании Федеральному Собранию прямо сформулирован тезис о необходимости развития транзитного потенциала России. В преддверии 89-й сессии европейской конференции министр транспорта Игорь Левитин заявил: «Наша работа в ЕКМТ позволила убедить коллег в том, что Россия -- главный транспортный мост между Европой и Юго-Восточной Азией». На сегодня уже проделана немалая работа по развитию транспортной инфраструктуры, совершенствованию механизмов досмотра грузов, внедряется система электронного документооборота, сокращающая простой на границе с трех--пяти суток до нескольких часов.
По экспертным оценкам, к 2020 году скорость сообщения в главных международных коридорах возрастет на 20--30%, а объем перевозок в них утроится и достигнет 60--70 млн тонн в год. На территории России объем транзитных транспортных перевозок ежегодно увеличивается на 10%.
Экономический рост стран Азии вызвал существенный рост перевозок грузов из Азии в европейские страны. Направить этот поток через территорию России -- одна из основных задач сотрудничества со странами ЕКМТ. Интерес к транзитным коридорам, которыми обладает наша страна, обусловлен тем, что маршруты, следующие по территории России, значительно короче многих традиционных водных и сухопутных путей. Для эффективного использования отечественных транзитных коридоров Россия планирует в ближайшие шесть лет инвестировать 15 млрд долл. в программу их развития.
Одной из наиболее интересных перспектив, касающихся наземных перевозок между Европой и Азией, являются интермодальные решения. На 89-й сессии совету министров ЕКМТ будет предложено принять план действий, направленных на развитие более эффективного взаимодействия различных видов транспорта.
Другой важной темой, предложенной главам европейских транспортных ведомств для обсуждения, станут автомобильные грузовые перевозки. Вниманию министров будет представлен доклад "Международные автомобильные грузовые перевозки в Европе -- доступ к рынку и будущее системы лицензий". Предполагается, что этот документ послужит основой для общей дискуссии совета министров ЕКМТ относительно тенденций в сфере условий доступа к рынку и систем квот для международного автомобильного грузового транспорта.
В Европе существуют так называемые "многосторонние разрешения ЕКМТ", которые позволяют перевозчикам европейских стран работать на территории других стран -- членов этой организации. У каждой страны есть национальная квота, то есть определенное количество таких разрешений. Квота рассчитывается в зависимости от количества автомобилей, от объема перевозок и т.д. Многосторонняя система квот на автомобильные транспортные лицензии, введенная более 30 лет назад, безусловно, является одним из важнейших достижений ЕКМТ в организации международного автомобильного грузового транспорта. Способствуя развитию доступа к рынку, система в то же время помогла улучшить качество транспортного обслуживания, в частности, увязав выдачу лицензий и использованием более безопасных и менее агрессивных для окружающей среды автомобилей. Однако сегодня, с учетом значительных изменений ситуации в Европе, система нуждается в реформировании для того, чтобы приспособить ее к новым политическим и экономическим условиям. Страны с развивающейся экономикой нуждаются в постоянном увеличении квот на автомобильные транспортные лицензии, и представители российской делегации намерены добиться таких увеличений для России.
По мнению главы российской делегации Игоря Левитина, ЕКМТ -- авторитетная профессиональная площадка, где министры могут не только обсуждать вопросы развития нормативно-правовой базы, но и согласовывать свои действия на уровне 43 стран. При этом в рамках форума каждый участник имеет возможность провести большое количество двусторонних встреч. На 89-й сессии будет рассмотрен проект декларации, цель которой -- придать ЕКМТ более глобальный масштаб, превратив ее в международный форум министров, открытый для большого числа стран, имеющих дело со всеми видами транспорта.
Павел СЕРГЕЕВ