|
|
N°89, 24 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без крыши -- крышка
Российский павильон Венецианской биеннале большую часть года стоит бесхозный
В конце прошлой недели в РИА «Новости» состоялась презентация российской программы 51-й Венецианской биеннале, которая откроется 9 июня. В этом году кураторами нашего павильона назначены известные креативностью, азартом и трудолюбием дамы Любовь Сапрыкина (художественный руководитель нижегородского ГЦСИ) и Ольга Лопухова (артдиректор культурного центра «АРТСтрелка»). Отобранные ими проекты молодых художников посвящены коммуникации. Москвичи артгруппы «Программа Escape» покажут видеоинсталляцию -- парафраз стихотворения Пушкина «Поэт и толпа». Чем больше зрителей войдут в зал, тем быстрее пойдут к ним навстречу по видеоэкрану одетые в красные комбинезоны эскейповцы. А вот финал у этого движения художника навстречу своему зрителю сродни шокотерапии. Для сохранения саспенса приберегу его на потом.
Такой же невротический, требующий экстремального зрительского участия перформанс о «трудности перевода» языка художественного на язык социальный предложили нижегородцы Галина Мызникова и Сергей Проворов. Придуманный ими «Безумный ветер» (Idiot wind) в практике российского искусства все равно что аттракцион «мертвая петля» в тихом и сонном ЦПКиО имени Горького.
Помимо программы российского павильона наши соотечественники будут активно участвовать в других проектах Венецианской биеннале. Ее главный куратор Роза Мартинес пригласила в основную программу Олега Кулика (от галереи XL) и дуэт Вячеслав Мизин -- Александр Шабуров (от галереи М. Гельмана). Георгий Пузенков уклеит Венецию своими принтами с Моной Лизой. Ожидаются и интересные кураторские программы. Виктор Мизиано представит современный архив искусства Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан). Михаил Сидлин работает над программой павильона Украины.
Радость от того, что для Венеции у нас «планов громадье», омрачили речи комиссара российского павильона биеннале, директора «Росизо» Евгения Зяблова. Во-первых, он привел тревожную статистику последовательного сокращения бюджета экспозиции павильона России. Если на позапрошлогодний проект художественной биеннале (куратор Виктор Мизиано) государство выделило 3 млн руб., то в прошлом году на архитектурную биеннале -- 2,5 млн. А на биеннале нынешнюю раскошелится лишь на 1,5 млн. По словам Зяблова, для обеспечения стабильного финансирования павильона России необходима система перспективного бюджетного планирования. На нее и надежда.
Еще тревожней проблема с хозяином павильона. Формально он находится на балансе МИДа. У «Росизо» на павильон нет прав, кроме одного -- подготовить экспозицию для очередной биеннале (архитектурной или художественной). Даже насущно необходимую модернизацию (новое освещение, кондиционеры, перепланировку цокольного этажа) проводили в рамках подготовки очередной выставочной экспозиции. Следить за павильоном постоянно, ремонтировать и сохранять павильон «Росизо» не может. Так и стоит творение Щусева девять месяцев в году запертым, бесхозным. И дряхлеет медленно и верно. И крыша уже в аварийном состоянии.
Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы служба управления делами президента «Росзагрансобственность» взяла бы павильон и передала его в бессрочное пользование «Росизо», которое в свою очередь сможет расходовать деньги на его обслуживание. Если павильон станет закрепленным за «Росизо» объектом, будет легче заключить контракт с долгосрочными спонсорами по реставрации и модернизации созданного Щусевым российского консульства венецианских фестивалей искусств и архитектуры.
Сергей ХАЧАТУРОВ