Время новостей
     N°136, 01 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2001
Мирное рок-соревнование
«Нашествие», «Максидром», «Крылья» -- три крупнейших московских рок-фестиваля. В глазах общественного мнения они -- злейшие конкуренты. Однако все три концерта организует одна и та же корпорация Rise. «Нашествие» -- фестиваль «Нашего радио», «Максидром» -- радио «Максимум», а в создании «Крыльев» принимала участие синдикейшн-компания «Ультра продакшн», главой которой является генеральный продюсер все того же «Нашего радио» и бывший программный директор «Максимума» Михаил Козырев. Так что узок круг...

На пресс-конференции по поводу «Крыльев» организаторы, как могли, сформулировали разницу между тремя концертами. По их словам, «Максидром» собирает тех, кто совершил что-либо выдающееся за последний год, «Нашествие» приглашает новые группы, а «Крылья» зовет хэдлайнеров последнего десятилетия.

Фестивали «Максидром» и «Нашествие» -- мероприятия статусные. Первый -- за счет своего возраста и верности традициям, второй -- за счет грамотной PR-кампании. Побывать на обоих фестах почетно как для музыканта, так и для зрителя. «Крылья» -- просто самый большой из пивных фестивалей. Он ни в какие идеологические цвета не окрашен -- пей пиво и расслабляйся.

Главными конкурентами считаются «Максидром» и «Нашествие». Разница в идеологии. Основной посыл «Нашествия» -- это приключение. Поход в «Олимпийский» -- вещь довольно обыденная. А вот поездка в Раменское минимум на один день, взятая с собой еда в рюкзачке, спиртное плюс возможность там же, в поле, и заночевать -- это романтика. Билетов на «Нашествие», в отличие от «Максидрома», хватит всем. В прошлом году в Раменское приехали 70 тысяч человек, но бывший ипподром мог вместить гораздо больше. Главное -- добраться.

Главный минус «Максидрома» -- сухой закон плюс запрет на курение в «Олимпийском». Open air фестивали «Крылья» и «Нашествие» не только не запрещают употребление пива -- на них оно открыто продается. А запрет на курение в чистом поле выглядел бы странно. С другой стороны, человеку ближе к 30 вряд ли захочется тащиться на электричке незнамо куда, печься на солнце и тем более ночевать в полях. Он скорее купит билет чуть дороже, но цивилизованно пойдет в «Олимпийский», отсидит там пять часов в пластиковом кресле и, довольный, отправится домой. Да, «Олимпийский» вмещает не больше 20 000 зрителей, и, возможно, «Максидром» приносит меньше прибыли, но аудитория от 25 до 35 лет гораздо дороже для любой станции, чем подростки. Именно на такого слушателя приманивается рекламодатель.

«Крылья» привлекают зрителя количественными показателями. На «Нашествии» и «Максидроме» артисты редко поют больше четырех песен -- жесткие временные рамки не позволяют. На «Крыльях» же за 12 часов выступили 12 артистов, чье время выступления варьировалось от 40 минут до полутора часов. Фактически «Крылья» -- совокупность сольных концертов.

Каждый из фестивалей втайне мечтает стать русским «Вудстоком». Призрак того самого «Вудстока-69» владеет умами организаторов. Пока ближе всех к его облику подобралось «Нашествие». Однако будущее может эту картину изменить. Если оно наступит, это будущее. Земфира уже отказалась участвовать в летних фестивалях, поскольку ей надоели прыжки с площадки на площадку в одной и той же компании.

2002 год станет решающим. Отдельные крики о засилье рок-мейнстрима раздаются давно, но в этом году они звучат особенно громко. Возможно, 2001 год -- последний, когда можно проводить сколько угодно рок-фестивалей, приглашая туда одних и тех же музыкантов, и извлекать из этого прибыль. «Максидром» показал, что «разогреть» публику стало непросто, -- чуть ли не до середины концерта народ реагировал вяло, хотя все располагало к обратному. С другой стороны, пока все три главных рок-фестиваля проходят с аншлагами: на последнем «Максидроме» людей не испугали даже билеты за 600 рублей в стоящий партер. Что уж говорить о куда более демократичных «Крыльях» (60 руб.) и «Нашествии» (100 руб.).

См. также материал «Без Земфиры, но с Шевчуком»

Святослав БИРЮЛИН