|
|
N°88, 23 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В греческом зале бигмаки жевали
На конкурсе «Евровидение-2005» победила Елена Папаризу
Под пристальным вниманием украинских лидеров президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко (они сидели рядом, правда, старались не глядеть друг на друга) в Киеве завершился юбилейный, пятидесятый конкурс песни «Евровидение-2005». Кроме первых лиц государства за «оранжевую» тему на конкурсе отвечала украинская группа «Гринжолы» с гимном победившей революции «Разом нас богато!» (из которого, правда, исчезли слова о том, что «Ющенко -- наш президент»). Но в тщательно причесанном виде под танец с наручниками песенка не произвела на европейских обывателей неизгладимого впечатления. Зато таковое произвела на них агрессивная греческая дива Елена Папаризу с песней My Number One. Ее самоуверенный вид, зубодробительный вокал и ловкая конструкция напева, в котором ни один из элементов (будь то этнический или усредненно-европейский) не торчал, словно вставная челюсть, собрал голоса большинства любителей еврошлягера. Среди них оказались и соседи по региону, и политкорректные европейцы, и даже политические враги (победу Греции поразительным образом отдала даже Турция).
Выбирать зрителям пришлось из 24 песен, созданных по закону мировых бигмачных: этнографический колорит плюс простота и единообразие. То есть так, чтоб было живописно, но одно от другого не отличить. Со сцены не исчезали этнические барабаны и народные костюмы. Симпатичная молдавская группа «Здоб ши Здуб» вывела на сцену отличную бабу с большим барабаном (она и отняла у Украины голоса тех, кто искал себе героев на европейском юге постсоветского пространства).
Те, кто предложил стилистически однозначные или слишком американизированные музыкальные бигмаки, не пробились в лидеры. Соревнование шло между национальными специалитетами -- «картошкой по-деревенски» и пирожным «брауни». Выигрывали те, что приходились по вкусу большинству европейского населения.
Неплохого результата добились латыши с лирической антивоенной композицией, но для победы тема оказалась слишком сильной, а ее воплощение слишком мягким. Хорошо шел Израиль, предложивший качественный еврошлягер в духе Селин Дион и оказавшийся своего рода нейтральной полосой между соревнующимися европейскими регионами.
Голосование, прошедшее через десять минут после финала, показало, что европейцы голосуют в основном за соседей или гастарбайтеров (Норвегия -- за Данию, а Германия -- за Турцию). Что политические сюжеты сказываются на отношениях народов (Россия отдала Украине 2 балла из 12, а Украина России -- 4, при этом Белоруссия наголосовала «старшим братьям» аж все 12). Что сама Россия вообще уже не знает, кто ей друг, а кто враг (россияне отдали победу мальтийской диве Кьяре, выступавшей в образе «Кабалье для небогатых»). И что «своих» телемеломаны отличат всегда, будь они хоть чучелом, хоть тушкой. Эстонцы голосовали за родных «Ванильных ниндзя», выступавших под швейцарским флагом, а белорусы за свою Наталью Подольскую, которая пела от России, выглядела не лучше и не дурнее других, но, заняв 15-е место, ухудшила даже прошлогодний результат Юлии Савичевой. (Меньшего успеха в свое время добился только Филипп Киркоров.)
Теперь Елену Папаризу упрекают за то, что ее выступление слишком похоже на прошлогодний победительный кульбит украинки Русланы. Гречанка объясняет: «Этно сейчас популярно, а наши народы очень похожи». На «Евровидении» вообще все похожи. Это его политическо-терапевтический эффект. Просто если у кого-то чуть не хватало драйва, колорита или доброжелателей, то в Греции, оказалось, все есть: и напор, и этнографический нюанс, и убористый стиль, и солнце, и море, и далекие друзья, и хорошие соседи.
Юлия БЕДЕРОВА