|
|
N°88, 23 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Балтийское сжижение
«Совкомфлот» вовлек «Газпром» в совместную деятельность
Руководству «Совкомфлота» удалось уговорить «Газпром» перейти к детальному рассмотрению проекта строительства завода по сжижению газа на берегу Балтийского моря. Бывший министр транспорта, а ныне генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк рассказал в конце прошлой недели, что совместное с газовым монополистом предприятие уже создано. По его словам, в начале мая в компании, получившей название Baltic LNG Ltd, состоялся совет директоров, на котором рассматривались проект строительства и смета. В «Газпроме» говорят, что цель создания совместного предприятия -- подготовить качественное технико-экономическое обоснование проекта, которое может быть рассмотрено на заседании правления концерна.
«Совкомфлот» предложил «Газпрому» построить в порту Усть-Луга завод по сжижению газа мощностью 5--7 млн тонн (6,5--10 млрд кубометров природного газа) в год и терминал для его экспорта в страны Европы и США. Ориентировочное время ввода завода в эксплуатацию -- 2009 год. Г-н Франк отказался назвать стоимость проекта, но ранее его заместитель Александр Красненков (до этого занимавшийся в «Газпроме» продажей непрофильных активов) говорил, что сам завод обойдется примерно в 1,3 млрд долл. плюс расходы на содержание газовозов (2,5 млн долл. в год на судно) и оплата за фрахт. Доли партнеров в СП распределились следующим образом: 80% получил «Газпром», 20% -- «Совкомфлот».
Производство в Усть-Луге сжиженного газа является прямым конкурирующим проектом строительству Северо-Европейского газопровода, который в «Газпроме» намерены построить к 2010 году. Одновременная их реализация вряд ли возможна, а главное -- ни экономически, ни технически не оправданна. Планы «Газпрома» по развитию собственной добычи газа в Западной Сибири не смогут обеспечить газом оба направления. В случае успешности проекта по сжижению газа было бы логично просто расширить мощности завода, поскольку эта технология поставок газа позволяет очень гибко подходить к рынкам сбыта. В отличие от того же Северо-Европейского газопровода, который на первом этапе будет снабжать только Германию, СПГ может поставляться также и в Великобританию, скандинавские страны на атлантическое побережье Франции и Испании, а также в Северную Америку. Кроме того, стоимость прокладки трубы по дну Балтийского моря оценивается в 4--5 млрд долларов.
Большим преимуществом СЕГ является то, что его поддерживают лидеры России и Германии Владимир Путин и Герхард Шредер. И «Газпром» договорился с германским концерном BASF о совместной реализации проекта. К заводу по производству СПГ проявила интерес только небольшая канадская компания PetroCanada. Инвестиционные решения по обоим проектам «Газпром» намерен принять осенью.
«Газпром» планирует выйти к 2010 году на обеспечение 20% британского импорта газа, а если говорить о британском рынке в целом, это будет примерно доля в 10%», -- сказал глава совета директоров Gazprom Marketing & Trading, которая занимается сбытом российского газа в Великобритании, Юрий Комаров. По предварительным оценкам, планируется увеличить поставки газа с прошлогодних 3,4 млрд кубометров до 10 млрд кубометров. Зампред правления «Газпрома» и генеральный директор «Газэкспорта» Александр Медведев в свою очередь рассказал, что в экспортной стратегии концерна произошел переход от ориентирования на отдельные страны к ориентированию на регионы. Именно поэтому, по его словам, теперь в зону интересов Gazprom Marketing & Trading входит не только Великобритания, но и Бельгия, Нидерланды, Германия, а также, возможно, и скандинавские страны. В 2004 году оборот компании достиг 322,1 млн фунтов.
Алексей ГРИВАЧ