|
|
N°89, 24 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Край напуганных партократов
В Адыгее начался политический кризис
В последние месяцы Адыгея попадала в сводки федеральных новостей только по одному поводу -- в связи со спорами о целесообразности присоединения этой самой западной республики Северного Кавказа к Краснодарскому краю. Однако в мае в Адыгее разразился внутренний политический кризис, который, впрочем, тоже имеет отношение к перспективе объединения двух субъектов Российской Федерации.
События начали разворачиваться достаточно неожиданно: 18 мая президент республики Хазрет Совмен издал указ о роспуске двухпалатного парламента (Госсовета -- хасэ) Адыгеи. Формальным основанием для роспуска были незаконные действия парламента при утверждении бюджета Адыгеи еще в 2002 году. Новые выборы органа представительной власти (отныне однопалатного и на 50% формируемого по партийным спискам), как ожидается, пройдут в октябре. Если бы не указ г-на Совмена, они состоялись бы в марте 2006 года. Казалось бы, разница по времени небольшая. Однако между этими датами, в январе 2006 года, истекают полномочия самого Хазрета Совмена. Президент, по его собственным словам, в отставку не собирается. Стало быть, если Владимир Путин предложит его кандидатуру на второй срок, утверждать ее будет уже новый парламент.
Политическая выгода такого шага для г-на Совмена очевидна -- отношения с парламентариями у него не складывались с самого момента избрания. Поводов для конфликтов было множество. Например, г-н Совмен, в прошлом крупный бизнесмен-золотопромышленник, после избрания президентом отказался от положенного по должности бюджетного довольствия, и депутаты приняли решение направить эти деньги для других нужд. Затем президент заявил, что с решением депутатов не согласен, и потребовал вернуть деньги, чтобы распорядиться ими так, как он сам задумал. По мнению многих наблюдателей, корни конфликта президента республики с парламентом не экономические и даже не политические, а скорее «психологические»: президент-бизнесмен не может найти общего языка со старой элитой Адыгеи, республики, которую все 90-е годы прошлого века принято было характеризовать как «край непуганых партократов».
То, что война с парламентом -- это война президента республики с «бывшими», хорошо видно по фигуре одного из основных противников г-на Совмена -- председателя нижней палаты парламента Мухарбия Тхаркахова. Он считается человеком, близким бывшему президенту Адыгеи Аслану Джаримову, разгромленному Совменом на выборах 2002 года. По данным источников в руководстве республики, накануне роспуска парламента Хазрет Совмен был готов на компромиссный вариант -- соглашался «простить» депутатам незаконный бюджет, если те проголосуют за отставку г-на Тхаркахова. Но компромисс не состоялся. При этом глава нижней палаты сохраняет в республике влияние благодаря силе своего клана. Кроме того, в Адыгее широко распространена информация, что на последний день рождения г-н Тхаркахов получил именные часы от самого Путина.
Именно через фигуру г-на Тхаркахова (ранее, кстати, лишавшегося должности главы нижней палаты, но восстановленного в ней по решению суда) нынешний конфликт оказывается связан с вопросом о возможном объединении Адыгеи с Краснодарским краем. Хазрет Совмен высказывается об этой идее крайне отрицательно. Известны также его постоянные конфликты с губернатором Кубани Александром Ткачевым. Зато Мухарбий Тхаркахов в недавнем интервью заявил, что этот вопрос должен быть решен так, как сочтет нужным центр. Причем интервью это он дал газете «Закубанье», выражающей интересы русского населения Адыгеи и активно поддерживающей идею объединения с краем.
Получается, что часть адыгейской национальной элиты, оппозиционная нынешнему президенту, солидаризуется с «русскими» по наиболее злободневному для республики вопросу. Несколько национально ориентированных адыгейских движений в своем заявлении выразили беспокойство по поводу ситуации в республике, отметив: «Возникший раскол произошел в трудное для Адыгеи время, когда статус республики поставлен под угрозу». Очевидно, что в стартовавшей политической борьбе Совмен будет искать поддержку в первую очередь у тех, кто озабочен «угрозой статусу республики». Весь вопрос в том, насколько ему удастся удержать конфликт вокруг этого вопроса в цивилизованных рамках. Если нет, вероятность внесения кандидатуры Хазрета Совмена в качестве президента Адыгеи на утверждение новому парламенту закономерно снизится. Вчера конфликт получил развитие: прокурор республики объявил указ о роспуске парламента незаконным, а депутаты потребовали отменить это решение.
Иван ГОРЯЧЕВ