|
|
N°88, 23 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банкротств не ожидается
В системе страхования сбоев не допустят
Центробанк в основном сформировал систему страхования депозитов, допустив в нее банки с 98% частных вкладов. Однако увидеть этот механизм в действии общественности предстоит не скоро. Судя по всему, чиновники приняли на себя неформальное обязательство не инициировать страховые случаи среди банков как минимум до конца текущего года.
На данный момент в систему страхования вкладов принято 829 банков (последним в мае в нее вошел французский Банк Натексис), а фонд страхования вкладов превышает 8 млрд руб. Впрочем, состав застрахованного пула пока не сформирован окончательно: по данным зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, ходатайства о повторной проверке подали 206 кредитных организаций, решения по которым формально могут приниматься регулятором вплоть до 27 сентября. По мнению заместителя гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрея Мельникова, решение может быть положительным примерно по ста банкам.
Представитель московского банка, в котором повторная проверка началась еще в апреле, сказал «Времени новостей», что чиновники запрашивали информацию практически в том же объеме, что и в ходе первой проверки: «Они работают не менее тщательно». Тем не менее работу по всем банкам они скорее всего завершат досрочно -- второй «раунд» отвлекает значительно меньше человеческих ресурсов регулятора.
По оценкам г-на Мельникова, система может стимулировать приток в российские банки от 400 до 700 мдрд руб. в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Реализация этого прогноза будет зависеть от того, насколько активно АСВ будет пропагандировать гарантирование депозитов, и от эффективности расчетов агентства с вкладчиками. Но показать эту эффективность агентству предстоит не скоро. Гендиректор АСВ Александр Турбанов не раз заявлял, что в его корпорации не ждут банкротств среди участников системы страхования в течение 2005 года. Дело в том, что агентство «не сомневается в профессионализме сотрудников надзорных органов», проверявших коммерческие банки.
Между тем летом--осенью у проекта «Система страхования вкладов», рассматривавшегося как удобный инструмент для очищения рынка, судя по всему, немного изменились акценты. Под влиянием кризиса на межбанковском рынке и паники вкладчиков ЦБ отодвинул запуск гарантирования больше чем на месяц (он состоялся только 21 сентября) и, не исключено, пересмотрел подход к жесткости проверок. На волне стремления не будоражить рынок или под влиянием иных факторов чиновники, по мнению ряда банкиров, могли вынести ряд положительных решений в отношении банков, не вполне соответствующих критериям.
Таким образом, Банк России оказался в условиях политического конфликта интересов. С одной стороны, он обязан вести надзор за всеми участниками системы в анонсированном жестком режиме, с другой стороны, не может компрометировать надежность проведенного им отсева и ставить под угрозу фонд страхования вкладов, начинающий накапливать ресурсы. Для организации, отвечающей за стабильность банковской системы, второй мотив, естественно, должен оказаться приоритетным. Поэтому даже через полтора-два года после того, как первые банки застраховали свои вклады, работу этой системы на деле рынок может не увидеть.
Иван ГОРДЕЕВ