|
|
N°88, 23 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У абонентов воспитают чувство долга
Сотовые операторы создают общий "черный список"
Компания "Национальное кредитное бюро" объявила о том, что ведущие операторы сотовой связи «Мобильные телесистемы», "Би Лайн" и «Мегафон» создали совместную «систему по обмену информацией о недобросовестных клиентах и мошенниках». Как сообщается в пресс-релизе бюро, «операторы с мая 2005 года синхронно предупреждают своих абонентов в текстах клиентских договоров о существовании возможности попадания в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг». Замысел состоит в том, чтобы учесть всех злостных неплательщиков за услуги мобильной связи. Таковых сотни тысяч в одной только Москве, хотя оснований для того, чтобы счесть их мошенниками, явно недостаточно.
Действительно, большая тройка операторов сотовой связи («Мегафон», МТС и «Вымпелком») организовала глобальную систему учета просроченной задолженности абонентов. Базу данных о «мошенниках» ведет некоммерческое партнерство «Национальное кредитное бюро». По сведениям «Времени новостей», к инициативе готовы присоединиться и другие операторы. Более того, число участников проекта могут пополнить компании иной специализации, в том числе коммерческие банки и торговые предприятия.
Замысел таков. Сведения об абонентах-должниках будут заноситься в объединенную базу данных каждым оператором порознь, но информация о неплательщиках будет доступна любому участнику проекта по специальному запросу. По заверениям представителя участвующей в проекте компании, ни один из операторов не получит полного доступа ко всей базе данных -- процедура предусматривает выдачу информации по определенному абоненту в индивидуальном порядке. Заметим, что сами должники доступа к сведениям о себе не получают и даже не могут уточнить факт своего попадания в черный список.
Какой-либо нижней границы задолженности для фиксации в базе должников не предусмотрено, и теоретически вас могут внести в нее даже за 10 центов отрицательного баланса на давно выброшенной SIM-карте. Принципиальной разницы между контрактными и prepaid-абонентами тоже не будет, поскольку представители операторов уже подтвердили свою готовность вносить в черный список любого абонента вне зависимости от типа подключения.
Официально система начнет действовать с июня, одновременно со вступлением в силу закона «О кредитных историях». С этого дня в договорах с абонентами должны появиться соответствующие пункты. Однако нынешних абонентов происходящее тоже касается в полной мере. Правда, все «старые» неплательщики получат предупреждение о грядущем попадании в базу данных и, соответственно, будут иметь шанс заранее расплатиться.
Обратного выхода из базы данных о «мошенниках» не существует. Фамилии граждан останутся там даже посмертно. Хотя оплату долга, как обещано, отразят в учетной карте должника. Если, конечно, не забудут -- проверить-то все равно нельзя. В любом случае это слабое утешение: сам факт появления фамилии в списке может быть расценен любым участником проекта как настораживающий. Как вариант вам откажут в кредите на приобретение, например, стиральной машины.
Отказать потенциальному абоненту в услугах связи на основании задолженности по счетам другого оператора не выйдет, однако определенные меры будут приняты. Например, могут отказать в подключении с кредитной формой расчетов, жестко контролировать состояние счета и не допускать традиционных послаблений. Теоретически операторы могут заставить проштрафившегося абонента вносить значительные депозиты при подключении международного роуминга, да мало ли что еще можно придумать. И все это -- не отказывая в подключении.
С одной стороны, налицо стремление прищучить мошенников. С другой, некоторые участники этого проекта делают все от них зависящее для того, чтобы загнать абонента в долговую яму исключительно ради искусственного раздувания абонентской базы и увеличения капитализации компании на фондовых рынках.
Выглядит это, например, так. Человеку предлагают за 48 руб. купить SIM-карту МТС "Джинс" с 5 долл. баланса и в придачу дают 10 долл. в качестве "подарка" за подключение. Трудно отказаться взять на грош пятаков. Абонент и не отказывается. Когда почти бесплатная SIM-карта «выговаривается», ее выбрасывают. Все бы ничего, только вот списание денег происходит с отставанием до нескольких часов. Но ведь владельцам «одноразовых» SIM-карт дела нет до качества биллинговых систем и "отсутствия online-тарификации" у оператора. Люди разговаривают, пока это возможно, а затем вставляют следующую карту, даже не подозревая о задолженности на счете, которая при частых звонках образуется почти всегда и при междугородных соединениях может достигать многих десятков долларов. Теперь выясняется, что такой абонент в терминологии "Национального кредитного бюро" -- мошенник.
Можно вспомнить относительно недавнюю историю, когда контракты МТС оформлялись на чужие паспорта и продавались на рынках по цене от двух третей до половины стоимости баланса (ради жирных комиссионных, которые оператор платил дилерам за новые подключения). Так называемые "SIM-карты на убой" загонялись в глубокий минус и выбрасывались, а долг повисал на владельце паспорта. В конце концов несколько виновных в махинациях дилеров были найдены и примерно наказаны, опротестованные гражданами "долги" МТС списала в убыток. А не опротестованные? Сколько тысяч "писем счастья" не дошли до адресатов или были ими проигнорированы? Кто знает, не окажутся ли теперь фамилии этих ни в чем не виноватых людей в списке мошенников.
Наконец, возникает неизбежный вопрос о безопасности для оказавшихся в списке информации «Национального кредитного бюро». В нашей стране мало баз данных, которые не попали бы рано или поздно на Митинский рынок.
И еще одно. Процедура закрытия расчета с долгами и закрытия контракта занимает, как показывает опыт, не менее 15 минут. Даже если каждый двадцатый "мошенник" 1 июня придет в офис своего оператора и потребует расчет, обслужить людей будет технически невозможно.
Андрей АННЕНКОВ, Сергей ПОТРЕСОВ