Время новостей
     N°135, 31 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2001
Главные песни -- о старом
Радиослушатели выбирают «нашу» музыку
Исследовательская компания «КОМКОН» ежемесячно обновляет рейтинг московских радиостанций. Последний рейтинг демонстрирует любопытную тенденцию: русскоязычные станции со специфическим форматом существенно укрепили свои позиции.

«Радио Шансон» поднялось аж на второе место. Слегка «подросло» «Радио Ретро». И невероятно быстро рвануло вверх «Наше время на милицейской волне». Если успехи «Шансона» и «Ретро» можно объяснить их недавним прорывом в FM-диапазон (прежде вещание шло только на УКВ), то спурт «Нашего времени» явно обусловлен другими причинами. Станции этой всего два месяца от роду, шумной рекламной кампании здесь не было.

Год назад, когда появилось спокойное Love Radio, многие эксперты утверждали, что за таким форматом -- будущее, то есть, что смесь русско- и англоязычной лирической попсы наилучший коктейль для современного слушателя. Действительно, какое-то время «Любовь» прибавляла в весе. Но сейчас темпы роста замедлились -- станция застыла в крепких середняках, а недавно открытое, подражающее «Любви» «Радио Танго» показывает очень скромные результаты. Меж тем «Наше время на милицейской волне» уже почти догнало Love Radio и рвется в верх рейтинговой таблицы.

«Наше время» -- это «русское ретро»: «Песняры», «Земляне», Тынис Мяги и прочая советско-постсоветская эстрада. Иногда попадаются вещи посовременней, но никак не моложе пяти лет. Успех станции свидетельствует: потребность в такой музыке велика. И это в Москве -- самом «европейском» из наших городов. Англоязычные станции смещаются вниз, а русскоязычные торжествуют. Напомним, что первое место в рейтинге упорно держит «Русское радио».

Снова и снова убеждаешься в том, что культурные сдвиги затрагивают отнюдь не все слои общества. С одной стороны, в Москву с аншлагами приезжают чуть ли не все западные рок-музыканты, достаточно успешно проходят ММКФ и театральная олимпиада. С другой -- порядка 350 тысяч человек хотя бы раз в день хотят послушать про то, как светит незнакомая звезда.

Иноязычная музыка в России воспринимается совершенно иначе, нежели русскоязычная. Сказывается отсутствие привычки. Многолетний советский отрыв от актуальной западной музыкальной культуры мешал движению русской популярной музыки -- наши сегодняшние эстрада и попса недалеко ушли от цыганщины. На первом плане всегда текст -- что в попсе, что в «элитном» роке. Сложилась традиция воспринимать музыку как «поющиеся стихи», а английским языком публика владеет плохо. Это и объясняет успех «Нашего времени», «Шансона» и «Ретро».

Таблица молчит о возрастном составе аудитории. Трудно, однако, представить себе пенсионера с FM-приемником. Получается, что среди поклонников «ретрухи» достаточно деятельных личностей, что влияют на культурный облик страны. Так что слухи о нашей «глобализации» сильно преувеличены.

Святослав БИРЮЛИН