|
|
N°87, 20 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дважды оправданный расстрел
Присяжные вновь признали спецназовцев невиновными в убийстве мирных граждан
Вчера в Ростове-на-Дону был оглашен вердикт по так называемому делу капитана Ульмана. Командир спецназа ГРУ Эдуард Ульман и трое других его сослуживцев, расстрелявшие в январе 2002 года шестерых мирных жителей Чечни, уже во второй раз признаны присяжными невиновными. Ранее аналогичный оправдательный вердикт был отменен Военной коллегией Верховного суда (ВС) по сугубо формальным причинам. Рискнет ли прокуратура добиваться нового, уже третьего по счету пересмотра дела, вчера толком никто пояснить так и не смог.
В январе 2002 года разведгруппа капитана Ульмана участвовала в спецоперации по поимке на территории Чеченской Республики полевого командира Хаттаба. Получив приказ блокировать дорогу Шатой-Дай, спецназовцы залегли в засаду. Правда, как считает следствие, слишком далеко от дороги, из-за чего своевременно не смогли обнаружить проезжавший мимо «уазик» с шестью пассажирами. Боясь упустить машину с неизвестными, разведчики открыли по ней огонь и случайно убили находившегося в ней директора местной школы Саида Аслаханова. Впрочем, сами спецназовцы утверждают, что капитан Ульман открыл огонь на поражение только после безуспешных попыток остановить автомобиль и двух предупредительных выстрелов в воздух по курсу движения машины. Но, даже убедившись в том, что в автомобиле находились мирные граждане, разведчики добили оставшихся в живых и подожгли автомобиль, зачищая место преступления. При этом спецназовцы ГРУ заявляют, что получили соответствующий приказ по рации от майора Алексея Перелевского. Сам майор всегда утверждал, что он просто пересказал разведчикам распоряжение руководителя спецоперации полковника Плотникова. В свою очередь Плотников категорически опровергает слова Перелевского.
Год назад присяжные пришли к выводу, что спецназовцы просто выполняли приказ вышестоящего командования и потому должны быть оправданы. И хотя в ходе повторного процесса прокурор Николай Котов попытался объяснить присяжным, что «ни один устав не предусматривает расстрела не только мирного населения, но и военнопленных», народные заседатели снова решили, что за все должны отвечать командиры. При этом, по словам адвоката спецназовцев Романа Кржечковского, следствие почему-то так и не установило личность человека, якобы отдавшего преступный приказ.
Оправдательный вердикт вчера, как и в первый раз, снова вызвал бурю негативных откликов и в Чечне, и у правозащитников, которые, впрочем, объясняют происшедшее в первую очередь господствующими настроениями в российском обществе. Рядовые граждане, неискушенные в юриспруденции, изначально настроены слишком гуманно к военным, совершившим преступления против мирных жителей Чечни в ходе антитеррористической операции. И в этом случае, сколько ни обжалуй приговор, другим он может стать только после того, как изменятся настроения в обществе. По крайней мере гособвинению вряд ли удастся быть более убедительным, чем сейчас. Ведь факт того, что спецназовцы расстреляли людей, будучи абсолютно уверенными в том, что это мирные граждане, в ходе процесса никем, по сути, и не оспаривался.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону