|
|
N°87, 20 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Строители коридоров
Российский Минтранс возглавил транспортников Европы
24 мая в Москву прибудут 37 иностранных министров транспорта. Под председательством российского коллеги Игоря Левитина они соберутся на 89-ю сессию Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Еще несколько национальных транспортных ведомств будут представлены на двухдневном мероприятии чиновниками более низкого ранга. О том, чего рассчитывает добиться на этой сессии наша страна, корреспонденту «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ рассказал заместитель министра транспорта России Александр МИШАРИН.
-- С середины 2004 года Россия председательствует в ЕКМТ. Какую практическую пользу для страны Минтранс смог извлечь из этого обстоятельства?
-- Прежде всего председательство в ЕКМТ -- это почетная обязанность, которую в этом году впервые за всю историю этой организации исполняет Россия. Получив в 1992 году статус наблюдателя, Российская Федерация оформила свое полноправное членство в ЕКМТ в 1997 году, решая при этом задачу повышения своего присутствия на европейском рынке автомобильных грузовых перевозок через систему многосторонних разрешений ЕКМТ в дополнение к разрешениям, согласуемым на двусторонней основе. Вопросы развития транспортной инфраструктуры, железнодорожного и внутреннего водного транспорта, экономические и юридические аспекты деятельности транспортного комплекса оставались на втором плане.
В этом году в рамках председательства России в ЕКМТ акценты несколько сместились. Конечно, пользуясь правами страны-председателя, мы продолжали отстаивать свою позицию в области автомобильных грузовых перевозок, что позволило сохранить положительную динамику роста доли российских автоперевозчиков. Сегодня эта цифра составляет 37%, в то время как три года назад -- 23%. И я думаю, что в 2005 году эта тенденция сохранится.
Кроме того, в рамках ЕКМТ был рассмотрен российский подход к проведению реформ на железнодорожном транспорте. Подготовлен специальный доклад комиссии министров транспорта, который будет доложен на 89-й сессии ЕКМТ. В нем дана положительная оценка проводимой в России реформе железных дорог и содержатся рекомендации по выделению инфраструктуры, работы перевозчиков, формированию оптимизированной тарифной политики.
Наконец, в течение этого года мы неоднократно возвращались к вопросу о будущем ЕКМТ. Конференция была создана в 1953 году. От Европейской организации экономического сотрудничества и развития она получила мандат на рассмотрение вопросов, связанных с работой внутреннего транспорта в странах-участницах. Однако в последние годы ЕКМТ все более становится форумом для обсуждения проблем международной интеграции транспортных систем на европейском континенте. Поэтому на 89-й сессии отдельно вынесен вопрос о будущем ЕКМТ. Инициатива выдвижения этого вопроса принадлежит министерству транспорта Германии, которую поддержали еще несколько стран. Суть предлагаемый изменений касается включения в повестку дня ЕКМТ вопросов развития трансъевропейских транспортных коридоров, в том числе на территории России, их интеграции с азиатскими коридорами, а также привлечения к работе ЕКМТ представителей крупного бизнеса и других заинтересованных участников рынка.
-- ЕКМТ -- в основном совещательная организация. Насколько вероятно, что в ближайшем будущем у конференции появится возможность принимать решения, обязательные для стран-членов?
-- На самом деле у ЕКМТ уже сейчас есть реальные механизмы, позволяющие ей прямо влиять на рынок автомобильных перевозок. Конференция имеет специальную систему и регламент выдачи разрешений международным автоперевозчикам. Сейчас, кстати, эта система подвергается пересмотру, но, как я уже сказал, пока нам удается проводить устраивающий Россию вариант решения.
Кроме того, и в нынешнем качестве совещательного органа ЕКМТ очень важна для нас, поскольку для нас важна европейская оценка проводимых в России реформ и подтверждение правильности их направления. Например, одобрение ЕКМТ наших подходов к реформированию железнодорожного транспорта способствует развитию рынка в целом и увеличению сухопутного транзита через нашу территорию, в чем мы очень заинтересованы.
-- С точки зрения России какие вопросы повестки дня сессии более всего затрагивают ее интересы?
-- Нас касаются практически все вопросы, например, развитие европейских коридоров «Север--Юг» и «Запад--Восток», развитие евроазиатских коридоров. Кроме того, на сессии будет обсуждаться реформа железных дорог -- это нас тоже прямо интересует, и выдача рекомендаций ЕКМТ по этой теме для нас важна.
-- Будет ли на 89-й сессии обсуждаться калининградский транзит?
-- Нет. Двусторонние проблемы вынесены за рамки работы ЕКМТ. Разумеется, мы будем обсуждать этот вопрос с литовскими коллегами, но вне официальной повестки дня сессии.
-- Как развивается сотрудничество в сфере транспорта с Украиной после смены власти там в конце прошлого года? В частности, сохраняются ли планы организовать скоростной экспресс Москва--Киев?
-- Между Украиной и Россией в декабре подписан протокол о сотрудничестве. Его подписал новый министр транспорта Украины г-н Червоненко во время своего первого зарубежного визита. После назначения он приехал к нам и подтвердил, что «Концепция интеграции транспортных систем России и Украины», подписанная ранее, остается действующим документом. То есть преемственность соблюдена. В этом документе определены направления совместной деятельности во всех видах транспорта: автодорожном, железнодорожном, морском и речном, в авиации, а также в железнодорожном машиностроении.
В рамках работы по железнодорожному транспорту, в частности, представлен проект ускорения пассажирского сообщения в направлении Москва--Киев. Запустить новый поезд мы планируем к сентябрю. Время в движении ему определено 10 часов. Проводится целый комплекс технических работ ОАО «РЖД» -- в российской части маршрута, а «Укрзализницей» -- в украинской части. Кроме того, мы прорабатываем с таможней вариант организации досмотра при посадке и во время движения без остановки поезда.
Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) создана на основе протокола, подписанного в Брюсселе 17 октября 1953 года и вступившего в силу 31 декабря 1953 года. В настоящее время ЕКМТ объединяет министров транспорта 43 европейских государств. Ассоциированными членами организации являются США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея.
На состоявшейся 25--27 мая 2004 года в Любляне (Словения) 88-й сессии совета министров ЕКМТ Российская Федерация получила полномочия председателя ЕКМТ сроком на один год (с 1 июля 2004 года). Очередная, 89-я сессия ЕКМТ состоится 24--25 мая 2005 года в Москве.
Минтранс России решил отказаться от строительства новых автомобильных дорог из-за недостатка средств и сконцентрироваться на поддержании состояния уже существующих. Об этом глава ведомства Игорь Левитин объявил вчера на пресс-конференции, посвященной предстоящей сессии ЕКМТ. Новое строительство будет осуществляться только на тех участках, сказал г-н Левитин, которые задействованы в проектах развития евроазиатских транспортных коридоров. По словам министра, в федеральном бюджете 2005 года на содержание дорог ассигновано 16 млрд руб. Направив на эти же цели средства, сэкономленные путем отказа от ранее намеченных планов строительства новых дорог, Минтранс сможет потратить на поддержание состояния дорог 64 млрд рублей.
Беседовал Михаил КУКУШКИН