|
|
N°88, 23 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За прошлые заслуги
Бельгийский «Ребенок» удостоился «Золотой пальмовой ветви»
Как неожиданно загулявшему потенциальному медалисту заботливые школьные учителя натягивают на выпускных экзаменах пятерку, так и жюри 58-го Каннского кинофестиваля с Эмиром Кустурицей во главе со скрипом выставило отличные оценки трем главным фаворитам, о которых наша газета писала в пятницу. Признанные классики авторского кино -- американец Джим Джармуш, австриец Михаэль Ханеке и бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны -- сняли очень неплохие картины, тем не менее вполне предсказуемые и уступающие их же более удачным работам. Ни к одной из них слово «шедевр», на которое обычно не скупится каннская критика, нельзя применить даже с очень большой натяжкой. Однако при нынешнем ровном, но далеко не выдающемся уровне главного конкурса этого оказалось достаточно для каннского триумфа.
Заметно расстроенный Ханеке (критики числили его драму «Скрытое» в главных фаворитах -- он, кстати, и получил приз ФИПРЕССИ) нехотя принял приз за лучшую режиссуру. Невозмутимый Джим Джармуш довольствовался гран-при за комедию «Сломанные цветы», доставившую немало приятных минут поклонникам американского «индепендента» и Билла Мюррея. И наконец, «Золотая пальмовая ветвь» вручена братьям Дарденн за социальную драму «Ребенок». Для Дарденнов это вторая высшая каннская награда -- шесть лет назад в Каннах неожиданно для всех победила их «Розетта».
При предсказуемом распределении трех основных призов другие награды по каннским неписаным правилам обязательно должны были удивить -- и удивили. Едва ли кто ожидал такого успеха вестерна Томми Ли Джонса «Троекратные похороны Мелькиадеса Эстрады»: приз самому Джонсу за лучшую мужскую роль и приз за лучший сценарий мексиканцу Гиллермо Ариаге. Не менее неожиданным оказался актерский приз израильтянке Ханне Ласло («Свободная зона» Амоса Гитаи) и специальный приз жюри китайской семейной хронике «Шанхайские мечты» (режиссер Ван Сяо-Шуай).
«Золотую камеру» (приз за лучший дебют) разделили между американкой Мирандой Джули («Я, ты и все, кого мы знаем») и шриланкийцем Вимукти Джайасундарой («Покинутая земля»). «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую короткометражку получил молодой украинец Игорь Стрембицкий («Путники»), в простительном патриотическом порыве отказавшийся говорить по-русски, несмотря на просьбы переводчика. К счастью, короткая, сильная речь («Я вдячний Україні!») оказалась доступна и без перевода -- по крайней мере российским журналистам. А в программе студенческих фильмов Cinefondation случился небольшой праздник и на нашей улице: русско-французский фильм Николая Хомерики «Вдвоем» получил вторую премию. С российской стороны картину патронировал известный продюсер Арсен Готлиб («Москва»), в планах которого -- полнометражный дебют талантливого выпускника французской киношколы Femis.
На этом фестивале вновь объявилась неизвестно куда пропавшая на пару лет Высшая техническая комиссия по изображению и звуку. Врученные ей призы, как обычно, возражения не вызывают: профессионализм оценивать проще, чем творческие амбиции. За создание уникального по своей сложности звукового ландшафта награды удостоился Лесли Шац («Последние дни» Гаса ван Сэнта), а Роберт Родригес справедливо отмечен за визуальную изобретательность «Города грехов».
В целом Канн, как всегда, старательно искал баланс между респектабельностью и провокативностью. Достигнутый компромисс, похоже, всех удовлетворил. Вот только в международных информационных агентствах новости о фестивале набирали подозрительно мелким шрифтом: куда больше сегодня пишут о кассовых рекордах «Звездных войн». Будем надеяться, что в следующем году каннский выбор будет не таким предсказуемым и бедным на сюрпризы. На мой взгляд, единственный фильм, ставший сенсацией фестиваля, -- это «Смерть господина Лазареску» румынского режиссера Кристи Пуйу (он получил приз программы «Особый взгляд»). О нем -- и о причинах относительного каннского безрыбья -- вы сможете на этой неделе прочитать в итоговой колонке вашего обозревателя.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн