|
|
N°87, 20 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Орхидеи, медпункты, промыслы
Названы победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
В ближайший год в музеях России случится как минимум 17 ярких событий -- в Иркутской области покажут «Остров орхидей», в Удмуртии -- арестантский быт, в Изборске пройдет ярмарка ремесел, в Волгограде будут давать «уроки Леонардо». Эти и другие проекты стали победителями конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который во второй раз проводил Благотворительный фонд Владимира Потанина. Идея конкурса -- «расшевелить» музеи, сделать их более инициативными и отрытыми. На протяжении предыдущего десятилетия этим занимался Фонд Сороса, но после того, как Джордж Сорос прекратил благотворительную деятельность в России, единственным музейным конкурсом с солидным денежным фондом (285 тыс. долл.) остался потанинский. Неудивительно, что на конкурс было подано 504 проекта, и жюри, состоящее из музейщиков, экспертов в области культурной политики, артменеджеров, долго разбиралось с разнообразной экзотикой. Победители получили гранты до 25 тыс. долл., что, быть может, не много для большого музея, но для музеев средних и малых городов, которые и составляют большинство победителей, деньги ощутимые.
Кстати, музеи Москвы и Санкт-Петербурга не слишком активно участвовали в конкурсе -- грант выиграл лишь один столичный музей. Третьяковская галерея (там прошла церемония награждения) предложила создать «Виртуальный музей России» -- интернет-сайт, на котором будут представлены коллекции со всей страны.
Почти все остальные проекты решали какую-нибудь местную социальную проблему. Самой оригинальной идеей кажется проект, разработанный в музее-заповеднике Чехова «Мелихово». Здесь будет восстановлен флигель, в котором экспозиция «Земский врач Чехов» совместится с работой настоящего фельдшерского пункта. Многие проекты предполагают создание новых рабочих мест. В музее-заповеднике «Куликово поле» появится «Епифанская мануфактура», производящая сувениры. Несмотря на громкое название, сувениры будут изготовляться местными жителями надомно и в окрестных школах. Аборигенов собирается привлекать для реализации проекта «Остров орхидей» и городской Музей Г.И. Шелехова (Шелехов Иркутской области). На известном лишь специалистам острове с прозаическим названием Пионерский произрастает 11 видов этих цветов. Музейщики намерены проложить маршрут на удивительный остров, что не должно повлиять на жизнь растений. Музей природы Бурятии собирается за девять месяцев превратить пустырь в Улан-Удэ в «коммуникационный дендросквер» «Байкальский сад» -- местный Гайд-парк.
В номинациях, связанных с классической музейной работой -- экспозициями и исследованиями, куража гораздо меньше. Победители в номинации «Технологии музейной экспозиции» апеллируют к личным переживаниям. Самый показательный проект -- «Выбор истории. История выбора» из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Посетитель выставки окажется в состоянии перманентного поиска ответа на вопрос «что делать?» -- ситуацию выбора моделирует сама экспозиция.
По словам Натальи Самойленко, заместителя директора фонда, жюри было особенно трудно определить победителей среди исследовательских проектов. Оно и понятно: во многих музеях исследовательская работа либо заброшена, либо ведется так, что музейщики не могут объяснить, что же они делают, не только экспертному совету, но и себе. В итоге наградили проекты «Знаковый ландшафт: чувственный город» (Костромской государственный объединенный художественный музей) и «Заполярная Игарка: архив возрождает город» (Игаркский краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты», Красноярский край). Оба рассматривают городскую среду: в Костроме -- предполагаемую (какой она может стать), в случае с построенной зэками Игаркой -- воображаемую (какой она могла быть). В центре игаркского исследования -- обнаруженные в архиве проекты великого архитектора Ивана Леонидова, который мечтал превратить тогда еще рабочий поселок Игарка в «форпост на Севере». Как и все планы Леонидова, проект не был реализован. Зато теперь несостоявшиеся проекты, местные легенды, уникальный ландшафт и даже социальные проблемы становятся материалом, с которым творчески работают меняющиеся музеи.
Александр ЗМЕУЛ