|
|
N°86, 19 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Когда РАН свистнет
Академики ответили на предложения Минобрнауки звуковыми эффектами
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко вчера вошел в историю. Кажется, никогда ранее ни один государственный муж не удостаивался высокой чести быть освистанным общим собранием Российской академии наук. Однако когда в среду министр выступал перед заслуженными учеными, разъясняя действительным членам РАН и членам-корреспондентам предложения своего ведомства по реформированию госсектора науки, в зале раздался негодующий свист. Впрочем, если говорить беспристрастно, свистнуто было очень посредственно: большая часть респектабельного собрания, хотя, возможно, и разделяла в душе эмоции дебошира, но подключиться к этой акции протеста не решилась. После этого зачинщика из зала удалили.
Сам Андрей Фурсенко к возмутительной выходке отнесся флегматично. По его мнению, эмоции ученых связаны с тем, что положение нашей науки и людей, работающих в этой отрасли, оставляют желать лучшего. "Будут конкретные шаги в решении этой проблемы -- будет меньше свиста", -- заявил министр. Отметим лишь, что г-ну Фурсенко не привыкать к обструкции зала: в середине марта в Красноярске на встрече с местными студентами леворадикалы закидали главу Минобрнауки сырыми яйцами. После подобного метательного демарша банальный академический свист воспринимается, наверное, почти как комплимент.
Общее собрание РАН началось еще во вторник. Академики должны были найти точки соприкосновения с профильным министерством и как-то приспособить предлагаемую чиновниками реформу к собственным нуждам и нуждам отечественной науки. Как многие и прогнозировали, единого фронта из академиков и чиновников не получилось. Научный министр утверждал, что готов идти на компромисс, предлагал коллегам сотрудничать, искать общие подходы и даже обещал «отменить те решения, которые не устраивают научное сообщество». Но, похоже, что большинство упомянутого сообщества желало бы отменить почти все, что предложило им государство.
Президент РАН Юрий Осипов во вторник требовал «неукоснительного исполнения графика финансирования госсектора науки, но не по минимальному варианту, как это делалось в последние три года». «Необходимо учитывать возрастающие возможности бюджета, которые предполагают выход к 2008 году на объем финансирования в размере 110 млрд руб.», -- говорил академик. Г-н Фурсенко в принципе с этим соглашался, но позже на интернет-пресс-конференции РБК заявлял: «Ситуация, когда нам скажут: "Увеличьте вдвое финансирование и больше нас не тревожьте", -- невозможна». Министр предлагал «увеличить долю акционерных обществ в научном секторе» (по его мнению, это должно касаться в первую очередь прикладных исследований, инновационной сферы, а не фундаментальной науки). Но в ответ услышал эмоциональные слова нобелевского лауреата Жореса Алферова: "Предложение делить науку на фундаментальную и прикладную -- это чушь. Есть наука, и есть ее приложения". «Предлагаемый министерством план приведет к разрушению науки. Это тупиковый путь", -- вторил ему академик РАН Дмитрий Беляев.
В результате, несмотря на двухдневные споры, жаркие выступления и неординарные звуковые эффекты, общее собрание так ничего и не решило. Андрей Фурсенко сообщил лишь, что обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой перенести обсуждение проекта «развития госсектора науки» с 26 мая на более поздний срок. Министерству и РАН предстоит вновь и вновь пытаться согласовывать все спорные моменты. Впрочем, неизвестно, смогут ли когда-нибудь стороны прийти к компромиссу: сам министр признает, что вопрос реформирования государственной науки и так уже обсуждается целый год.
Владимир ДЗАГУТО