|
|
N°135, 31 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дзюдоисты берутся за оружие
Терпение грузинских ополченцев на пределе
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе объявил вчера о том, что не будет участвовать в завтрашнем саммите СНГ из-за сложной обстановки в стране, прежде всего проблем с Панкисским ущельем. Командующий внутренними войсками Грузии генерал-майор Георгий Шервашидзе пообещал в ближайшие дни взять под контроль все пути, ведущие в ущелье. Обстановка в регионе, где сейчас проживают, по разным данным, от 4,5 до 5 тыс. чеченских беженцев, напоминает военную. Полицейские чины уходят домой под утро, спят пару часов и снова на службу. В штабе внутренних войск в Ахмета, сопредельном с ущельем грузинском райцентре, выдать пропуск для пересечения блокпостов в Панкиси корреспонденту газеты «Время новостей» отказались -- «не хватало еще только журналиста в заложниках».
В села самого ущелья полиция и внутренние войска входить воздерживаются -- достаточно случайного выстрела, малейшей провокации, и начнется что-то очень серьезное, говорит корреспонденту газеты «Время новостей» начальник полиции Ахметского района Гоча Назгаидзе. Он только обживается в этом кабинете, переведен на днях из Гурджаани -- МВД в связи со сложной ситуацией в регионе меняет полицейское начальство на местах. Шеварднадзе, подписавший на днях специальное распоряжение по Панкисскому ущелью, признал, что местные бандиты, занимающиеся киднепингом и наркоторговлей, имеют связи и в местных, и в центральных органах власти, и в правоохранительных органах. По словам Гочи Назгаидзе, надо лучше и целенаправленнее заниматься оперативной работой -- «по конкретным бандитам».
Ситуация в Восточной Грузии обострилась после того, как в начале июля неизвестные похитили и перевезли в Панкисское ущелье двух местных -- сотрудника специальной службы государственной охраны и 80-летнего старика, сын которого владеет в Тбилиси популярным рестораном. Кахетинцы сами взялись за оружие, захватили в ответ двух чеченцев и пятерых кистинцев, выставили пикеты у ущелья. Противостояние продолжалось неделю, заложников удалось обменять. Ополченцы пикеты сняли, но ультиматум оставили в силе -- «зачистить» ущелье от криминальных группировок и выдать двух испанских бизнесменов, похищенных в Тбилиси еще 30 ноября прошлого года.
38-летний Лука Рамазашвили, в советское время -- мастер спорта по дзюдо, ныне -- зажиточный фермер (виноградники, пшеница, своя мельница и даже бензоколонка), за последние 10 лет дважды брал в руки автомат. Сначала он командовал батальоном внутренних войск во время грузино-абхазской войны 1992--1993 годов. Теперь же он собрал из разных сел двести единомышленников, в основном бывших спортсменов-борцов, которые и поклялись навести порядок в сопредельном Панкисском ущелье.
«Наше терпение на пределе», -- говорит он вашему корреспонденту в своем родном доме, рядом с Панкиси, в селе Пшавели в окружении нескольких ополченцев. От Пшавели, как прикидывает Лука Рамазашвили, не более десяти километров до гор, где, по его мнению, бандиты удерживают испанцев. «Не знаю, здесь ли другие заложники -- ливанский бизнесмен, брат Кахи Каладзе, но как бы то ни было, мне стыдно и больно за мою страну», -- говорит он.
Лука считает, что в ущелье действует многонациональная криминальная группировка -- грузины, кистинцы, чеченцы, специализирующаяся на похищении людей и торговле наркотиками. «Когда мы, кахетинцы, окончательно разуверились в способности МВД навести порядок, то и взялись за оружие и доведем дело до конца», -- говорит еще один ополченец Бесо Апциаури.
Лука рассказывает, что пикеты сняли после того, как чеченские старейшины и другие авторитеты, прибывшие специально в эти дни из Ичкерии (Вахи Арсанова, как об этом кое-где сообщалось, среди них, по словам Рамазашвили, не было), гарантировали, что наведут порядок в ущелье. По словам Рамазашвили, они пообещали найти и выдать испанцев и уже «стали выдавливать из ущелья криминалов». «Если ситуация быстро и кардинально не изменится к лучшему, то нам ведь лучше всяких криминалов известна каждая тропинка, и тогда полностью блокируем ущелье», -- говорит он.
Самостоятельная «зачистка» Грузией Панкисского ущелья кончится печально
В штаб-квартире ФПС характеризуют ситуацию в Аргунском ущелье как «стабильно сложную» и утверждают, что «каких-либо дополнительных мер по укреплению своих позиций пограничникам предпринимать не приходится». Впрочем, подобные меры трудно себе представить: и без того на 80-километровом отрезке границы с Грузией в пределах Чечни сосредоточены сейчас такие силы ФПС, которых в нормальных условиях достаточно для охраны более тысячи километров госрубежей. За полтора года, прошедших после проведения операции по захвату подразделениями ФПС первого плацдарма в чеченском приграничье, здесь удалось развернуть мощную, глубокоэшелонированную оборонительную линию, проходящую по господствующим высотам: благо опыт такого рода за десятилетие непрерывных стычек на таджикско-афганских рубежах российскими погранвойсками был накоплен огромный. Правда, к началу традиционного для здешних гор «летне-осеннего сезонного обострения ситуации» пограничники все же решили подстраховаться. В июне закончилась переброска в Аргунское ущелье подразделений из состава резерва директора ФПС (сейчас проводится их специальная горная переподготовка), к границе были подтянуты армейские тактические группы с тяжелым вооружением, обеспечивающие огневое прикрытие Итум-Калинского погранотряда, к погранзаставам прикомандированы артнаводчики и корректировщики, которые должны координировать «работу» боевой авиации и артиллерии.
В руководстве российской погранслужбы заявляют, что имеющийся «уровень взаимодействия с грузинскими коллегами вполне удовлетворяет стороны». Однако Тбилиси при этом продолжает категорически отказываться от проведения совместной силовой операции в приграничье. Попытки же провести «зачистку» Панкисского ущелья собственными силами без согласования с российской стороной может привести к печальным итогам. Грузинские подразделения в ходе операции или сами попадут под огонь российской артиллерии и авиации (линия госграницы в здешних горах по большей части никак не отмечена на местности), или вытеснят под ракетно-бомбовые удары толпы беженцев.
(Юрий ГОЛОТЮК)
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси--Ахмета--Пшавели