|
|
N°87, 20 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
VNG ищет прямой подход к «Газпрому»
Третья газовая компания Германии Verbundnetz Gas, снабжающая около 90% территории бывшей ГДР, отчиталась вчера об итогах деятельности в прошлом году. И хотя компания практически повторила показатели 2003 года, достичь этого удалось благодаря жесточайшей экономии и ограничению инвестиций. При выручке 3,3 млрд евро годовая прибыль составила 123 млн евро, из которых 91 млн будет выплачен акционерам в качестве дивидендов. Компании пришлось в два раза, до 36 млн евро, снизить капитальные вложения. Главные факторы, которые заставили менеджмент VNG экономить, -- рост стоимости импортируемого газа, а также усиление борьбы немецких властей с ростом отпускных цен для внутренних потребителей.
По словам председателя правления VNG Клауса-Эвальда Хольста, только сохранение хороших отношений с поставщиками газа может гарантировать энергетическую безопасность Германии. Тем более что, как считает г-н Хольст, в борьбу за доступ к российским ресурсам нефти и газа подключился Китай, желающий и способный замкнуть на себя их значительную часть. Что касается отношений с Россией, то 2004 год ознаменовался для VNG первым за многие годы прямым контрактом с "Газпромом". И одной из главных целей на ближайшее будущее является полный переход на взаимоотношения без посредников в сфере поставок российского газа. "Мы уже 30 лет довольны сотрудничеством с "Газпромом", -- заявил вчера г-н Хольст. -- Но, конечно, нам хочется расширять и совершенствовать наше взаимодействие".
VNG на базе газового хозяйства ГДР в прошлом году поставила потребителям около 17 млрд кубометров газа, из них 47% -- российский газ, 28% -- германский и 25% -- норвежский. Но при этом из России VNG получает газ через посредника (а не по прямому контракту с "Газпромом") -- российско-германский торговый дом WIEH, созданный на паритетных началах "Газпромом" и компанией Wintershall. Такая система поставок, с одной стороны, давно тяготит VNG, а с другой -- дает определенные преимущества продавцам газа из Норвегии, которые работают напрямую. В частности, речь идет о меньшей гибкости поставок из России. Более сложная и длинная цепочка согласования продажи дополнительных объемов газа снижает конкурентоспособность WIEH. Для VNG эта схема означает дополнительные расходы.
По словам г-на Хольста, разговор о переходе на прямые контрактные отношения находится в самом начале. "Действующий договор заканчивается в 2013 году, и мы только начали обсуждать дальнейшие принципы работы. Пока неясно, будем мы работать через посредников или нет", -- дипломатично заявил глава VNG.
Нельзя исключать, что к тому времени "Газпром" и Wintershall, которые сейчас являются миноритарными акционерами VNG (5,26% и 15,79% соответственно) решат увеличить свои доли в компании. Тем более что они уже договорились о совместной реализации газа конечным потребителям на германском рынке. Ведь VNG -- это и серьезная база клиентов в восточной части страны, и привлекательная транспортная инфраструктура, и очень важные мощности по хранению газа (шесть хранилищ максимальной емкостью 2,2 млрд кубометров газа). Именно с хранением газа и был связан первый за много лет прямой контракт между VNG и "Газэкспортом", заключенный в сентябре 2004 года. Перед прошлым осенне-зимним сезоном российская компания закачала 100 млн кубометров в хранилища VNG с целью поставок потребителям в период сильных холодов, а значит, максимального спроса и цены.
Сейчас стороны обсуждают более длительное и объемное соглашение о хранении газа. Однако пока "Газэкспорт" не спешит с ответом на новое предложение VNG. Не исключено, что задержка была связана с закупкой туркменского газа. Как известно, "Газэкспорт" первые четыре месяца этого года не получал газ из Туркмении из-за разногласий с Ашхабадом по поводу его цены.
Алексей ГРИВАЧ, Лейпциг