|
|
N°85, 18 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окончательный анализ
Власти наконец поняли, как поступить с "Газпромом" и "Роснефтью"
Государство, похоже, решило унифицировать структуру владения акциями ведущих предприятий топливно-энергетического комплекса. Исходя из вчерашнего заявления Минэкономразвития, в госсобственности будут оставаться лишь 50% плюс одна акция «Газпрома», «Роснефти», а также (в соответствии с ранее сделанными заявлениями) крупные предприятия электроэнергетики. При этом в самой громкой истории -- о либерализации рынка акций «Газпрома» -- похоже, поставлена точка: она стартует сразу же после годового собрания акционеров монополиста 24 июня. А вот о дальнейшей судьбе «Роснефти» пока решения не принято: в общих чертах определено только, что компания будет приватизирована и ее контрольный пакет останется у государства.
«Утвержден окончательный формат проведения мероприятий по консолидации контрольного пакета акций ОАО «Газпром» в государственной собственности в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации об осуществлении подготовки к либерализации рынка акций ОАО «Газпром», -- рапортовало вчера ведомство Грефа. Причем чиновники тактично промолчали, что им и другим заинтересованным лицам понадобилось на это ровно 9 месяцев. Напомним, что 14 сентября 2004 года Владимир Путин одобрил обмен 100% акций «Роснефти» на 10,7% акций «Газпрома», необходимых правительству для получения контрольного пакета. Это решение положило начало открытому конфликту между «партиями» «Газпрома» и «Роснефти» в кремлевской администрации. Первую, как известно, возглавляет глава администрации президента и совета директоров газовой монополии Дмитрий Медведев, вторую -- его заместитель в Кремле, возглавляющий совет директоров «Роснефти», Игорь Сечин. В итоге сделка не состоялась, как утверждают в «Газпроме», из-за непривлекательности «Роснефти». «При более детальном рассмотрении финансового состояния компании «Роснефть», стало понятно, что «брать там нечего», а с точки зрения юридических рисков -- «просто опасно», -- цитирует Интерфакс источника, близкого к концерну. В «Роснефти» это мнение не комментируют. Так или иначе, нефтяная компания будет задействована в сделке, однако, контролирующая ее сейчас группа не лишится своих полномочий и возможностей. Что на данном этапе выглядит как компромисс между конфликтующими сторонами.
О новой схеме консолидации контрольного пакета акций «Газпрома» доложил министр Герман Греф на заседании совета директоров концерна. После этого последовало официальное сообщение министерства. 10,7% акций концерна будут выкуплены государственным ОАО «Роснефтегаз» за «живые деньги», а не в обмен на акции «Роснефти». «Для финансирования данной сделки планируется привлечение кредитных средств у ведущих мировых финансовых институтов», -- говорится в сообщении министерства. При этом 100% акций нефтяной компании, которая сохранит в своем составе «Юганскнефтегаз», будут внесены в уставной капитал «Роснефтегаза». Впоследствии, по версии МЭРТ, предполагается «размещение части акций «Роснефти» на открытом рынке с целью привлечения средств, необходимых для погашения существующей задолженности и повышения капитализации акционерного общества».
Источники, близкие к «Роснефти» и «Газпрому», указывают, что «Роснефтегаз», в отличие от государства, как ОАО имеет право совершать двусторонние сделки. Следовательно, «весьма велика вероятность», говорят они, что акции «Роснефти» будут проданы напрямую, а не на аукционе. Среди потенциальных покупателей -- китайская национальная CNPC, индийская ONGC, а также, говорит один из источников, «нельзя исключать интереса американских корпораций к миноритарным пакетам «Роснефти». Столь ограниченный круг (а о его расширении пока ведутся дебаты) говорит о том, что пока еще существует большой риск, связанный с тем, что в состав «Роснефти» входит бывший основной актив ЮКОСа -- «Юганскнефтегаз», и теоретически недовольные инвесторы опальной компании могут начать преследование собственников «Роснефти» в международных судах. Впрочем, американское правосудие в начале этого года уже вынесло вердикт о том, что подобные дела должны рассматриваться в самой России.
Вероятно, по причине тех же рисков в схеме подготовки к либерализации рынка акций «Газпрома», по словам источника в концерне, акции «Роснефти» ни напрямую, ни косвенно не участвуют. В частности, «Роснефтегаз» будет привлекать деньги на покупку 10,7% акций монополиста под залог покупаемого пакета. Как рассказал «Времени новостей» источник, знакомый со схемой, «Роснефтегаз» выкупит 10,7% акций «Газпрома» у его «дочек» с отсрочкой платежа. Затем под залог купленного пакета возьмет кредит в западных банках, необходимый для оплаты акций. Наличие залога и государственный статус компании должно позволить взять деньги на достаточно выгодных условиях, сопоставимых с суверенными заимствованиями РФ. Эти деньги и получит «Газпром».
Для реализации всей сделки должны быть завершены оценки активов «Газпрома» и «Роснефти». По сообщению МЭРТ, Morgan Stanley уже завершил предварительную оценку «Роснефти» с учетом «Юганскнефтегаза», а также обновил оценку 10,7% акций «Газпрома». Окончательное заключение оценщиков Минэкономразвития планирует получить завтра. Dresdner Kleinwort Wasserstein свою оценку 10,7% акций «Газпрома» уже сделал. В концерне отказываются ее называть. Скорее всего, она будет в диапазоне 7--7,5 млрд долл.
«После решения этой задачи будет проведена либерализация рынка акций «Газпрома», -- утверждается в заявлении МЭРТ. Однако пока ни ее сроки, ни ее механизмы не определены. Уже сейчас понятно, что до собрания акционеров «Газпрома», запланированного на 24 июня, реальных шагов в этой сфере не произойдет. Источник в концерне заявил «Времени новостей», что к этому сроку планируется завершить только сделку по выкупу «Роснефтегазом» акций «Газпрома». В лучшем случае на собрании будет объявлен план дальнейших действий по либерализации рынка, а это очередные новые сроки, процедуры и прочие обещания, которые российские власти и менеджмент монополии раздают инвесторам не первый год.
Ограничения на владение акциями «Газпрома» для иностранцев, как известно, являются двуступенчатыми. Основной заслон нерезидентам установлен указом Бориса Ельцина от 1997 года: компании, имеющие 50 и более процентов уставного капитала иностранного происхождения, не имеют права покупать акции «Газпрома». Зарубежные инвесторы могут стать акционерами газовой монополии купив, специально выпущенные ADS (сейчас 4,42%), которые обращаются на Лондонской и Франкфуртской биржах. Внутренний оборот акций «Газпрома» также ограничен четырьмя площадками -- Санкт-Петербургской, Московской, Екатеринбургской и Сибирской фондовыми биржами, из которых реально функционирует только первая. Дополнительный и главный заслон установлен в законе «О газоснабжении» от 1999 года, который ограничивает долю иностранцев в уставном капитале «Газпрома» 20%. До сих пор не ясно, будет ли отменена эта квота, и если будет, то когда.
Множество нерешенных вопросов в озвученной вчера схеме указывает на продолжение борьбы за сферы влияния в управлении государственным топливно-энергетическом комплексе. Нельзя исключать, что исход этой борьбы будет зависеть прежде всего от того, насколько сильным будет наступление «Роснефти» на ЮКОС -- вернее, на то, что у него осталось. Разработчикам будущего сырьевых госкомпаний крайне неудобно постоянно оглядываться на риски, связанные с возможным преследованием в международных судах со стороны обиженных миноритариев ЮКОСа. Выходом из этой ситуации могло бы стать прозрачное с информационной точки зрения банкротство опальной компании. Вопрос лишь в том, готов ли к этому Кремль, которого, похоже, серьезно стал беспокоить вопрос имиджа России за рубежом и особенно в глазах инвесторов.
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ