|
|
N°86, 19 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цены особого назначения
"Росстат" доказал, что российская экономика является не совсем рыночной
Долгие годы Россия билась за то, чтобы Запад официально признал ее страной с рыночной экономикой. Наконец летом 2002 года США и Евросоюз пали под натиском президента Владимира Путина и тогдашнего премьера Михаила Касьянова. Однако по меньшей мере в одной сфере -- ценообразовании -- рыночные механизмы дают сбой. Правда, не по своей вине. Цены на множество товаров и услуг регулируются чиновниками. Причем не только на услуги естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, о чрезмерном вкладе в инфляцию которых постоянно твердят экономисты.
Согласно исследованию «Росстата», проведенному в марте в столицах субъектов федерации, тем или иным способом регулируются цены на 221 товар и услугу из 445, которые отслеживаются при исчислении инфляции. Помимо установления везде по России тарифов на услуги ЖКХ, чиновники 84 территорий ограничивают цены на медикаменты, 66 -- на детское питание. Регулирование цен на топливо осуществлялось в 67 центрах субъектов федерации.
Впрочем, главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, комментируя итоги исследования "Времени новостей", заявил, что не видит «большого криминала» в нынешних масштабах регулирования цен. По его словам, прямое регулирование в виде жесткой фиксации тарифов имеет место только в сфере ЖКХ и на транспорте. Остальные сферы регулируются при помощи «рыночных подходов», говорит аналитик, которые применяются во многих странах -- в тех сферах, где «меньший уровень конкуренции». «Нет большого криминала, потому что нет прямого регулирования, дают возможность развиваться, -- отмечает г-н Гавриленков. -- Это не так, как в Белоруссии, где даже цены на шампанское устанавливают».
Российские регионы использует несколько способов ценового регулирования. Во-первых, прямая фиксация цен. Помимо услуг ЖКХ, транспорта и связи такой метод применяется во многих субъектах в отношении угля и дров для населения. Во-вторых, ограничение торговой надбавки. Например, в Калмыкии она используется применительно к большинству отечественных продуктов питания. Похожая ситуация в Курской области. В то же время в Северной Осетии (Владикавказ -- рекордсмен России, там регулируются цены на 115 видов товаров и услуг), кроме продуктов питания, ограничения торговой надбавки установлены на детскую одежду и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло. «Практически повсеместно ограничивается надбавка товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных лекарственных средств», -- говорится в сообщении «Росстата».
Еще один метод регулирования цен -- ограничение рентабельности. (По словам г-на Гавриленкова, в ряде сфер рентабельность доходит до 70--80%, «чего нигде в мире нет». Ограничения по рентабельности экономист считает разумными: они «не зажимают бизнес»).
Таким способом чиновники пользуются тогда, когда речь идет о продукции, произведенной местными предприятиями и реализуемыми на территории региона, а также об отдельных видах услуг. Например, в Ивановской области ограничивается рентабельность компаний всех форм собственности, занятых в общественном транспорте, ритуальных услугах. То же самое относится к организациям, использующим сельскохозяйственное сырье из регионального фонда для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина, яиц, муки, крупяных и макаронных изделий. В некоторых субъектах применяются более сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько методов.
«Подобная ситуация (регулирование цен в условиях рынка. -- Ред.) характеризует нынешний уровень развития рыночной экономики в России», -- считает старший аналитик инвестиционной компании «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «У нас экономика отчасти рыночная, отчасти нет. Да, с одной стороны, большая часть ВВП производится частными предприятиями, но с другой -- многие частные предприятия, особенно в регионах, -- это бывшие советские предприятия, которые являются мини-монополистами на своем уровне и имеют с местными властями особые отношения», -- заявил он «Времени новостей».
При этом такие предприятия зачастую играют большую социальную роль в регионе, принуждая местные власти (под угрозой закрытия и массовых увольнений) применять к ним протекционистские меры в виде субсидий, дешевых кредитов и т.д. В ответ чиновники устанавливают лимиты на ценообразование. Как считает г-н Тихомиров, в России «довольно значительная часть экономики получает господдержку, не только косвенную, но и прямую финансовую, особенно на региональном уровне». Причем это касается и предприятий розничного сектора. «Такой вот пережиток советской системы. С одной стороны, предприятие вроде бы частное, с другой -- его руководителем может быть человек, назначенный еще в советское время. И весь штат работал в советское время. У них менталитет советский по-прежнему», -- говорит Владимир Тихомиров.
Примечательно, что за поддержку регионального производителя зачастую приходится платить населению того же региона, где регулируются цены. В том числе самим чиновникам. «Росстат» привел ряд показательных примеров. В Кировской области, где к продукции, изготовленной из сырья, поступившего из регионального фонда, применялось ограничение торговой надбавки, килограмм говядины в марте стоил 111,7 руб. (скорее всего из-за высокой цены, по которой регион закупал продукцию у своего производителя, таким образом, дотируя его). В то же время в граничащих с ней регионах (Удмуртии, Пермской, Костромской, Нижегородской и Вологодской областях) при свободном ценообразовании говядина стоила дешевле: 91,6--107,6 руб. за килограмм.
То же самое случилось в Тульской области, где ограничена торговая надбавка при реализации мяса птицы, молока, яиц, муки пшеничной, произведенных в том числе областными производителями. Так, куры стоили в марте в Тульской области 70,4 руб. за килограмм, а в соседних областях (Рязанской, Калужской, Липецкой и Орловской) -- 64,3--69 руб. При этом ввезти в тот или иной регион более дешевый продукт (то же мясо) не всегда возможно.
Далеко не во всех областях есть расторопные предприниматели, не везде удовлетворительно транспортное сообщение между регионами. «Транспортные издержки могут оказаться достаточно высокими», -- говорит Владимир Тихомиров. Кроме того, могут возникнуть сложности с входом на рынок другого региона, ведь чиновники контролируют местных ветеринаров и санэпиднадзор. Не выдадут разрешение на ввоз или попросту затянут процедуру -- и мясо на помойку.
Евгений Гавриленков также допускает, что чиновники сдерживают процессы создания конкурентной среды, устанавливая непреодолимые бюрократические барьеры для начала и развития бизнеса. В противном случае трудно объяснить, почему в столицах ряда субъектов федерации регулируются, например, цены на доступ в Интернет (три региона), на ксерокопирование документов (два), на пошив и ремонт мужских брюк (два), на парикмахерские услуги (три) и даже на пользование общественным туалетом (три). В 38 региональных столицах чиновники определяют, за сколько можно помыться в бане. Примерно в 20 регионах установлены фиксированные цены на многие врачебные, в том числе стоматологические, услуги. Даже на массаж. Подобное полуплатное врачевание введено в дополнение к бесплатному медицинскому обслуживанию, которое в стране пока никто не отменял.
Примечательно, что регулирование цен в регионах никак не помогает федеральным властям бороться с инфляцией, которая за первый квартал этого года составила 5,3% при правительственном прогнозе годовой инфляции 8,5%.
По данным «Росстата», в Северной Осетии (как раз там, где регулируются цены на рекордные 115 видов товаров и услуг) инфляция составила 6%, а в соседней Кабардино-Балкарии (там регулируют цены 31 вида товаров и услуг) -- 6,2%. На Сахалине, в главном городе которого -- Южно-Сахалинске -- цены регулируются на 23 вида товаров и услуг, инфляция составила 5,5%.
«Ограничение торговой надбавки, устанавливаемое в процентном отношении к цене, фактически не оказывает воздействия на динамику изменения цен этого товара», -- объясняет «Росстат». В то же время изменение фиксированных тарифов на услуги ЖКХ вносит ощутимый вклад в инфляцию. Так, в прошлом году коммунальные услуги в целом по России выросли на 20,9%, в том числе за I квартал -- на 12,5%. В I квартале этого года прирост составил уже 26,2% (в Камчатской области -- в 2,4 раза, Татарстане -- в 1,7 раза, Волгоградской области -- в 1,6 раза). Впрочем, без гостарифов на ЖКХ России, похоже, не обойтись, быть может, никогда. «У нас страна северная, и жутко неэффективна система ЖКХ. Чтобы ее окупать, нужны высокие цены, а население много платить не в состоянии. Но сейчас неэффективное управление этой системой делает ее еще более дорогостоящей. Надо создавать условия для развития частного сервисного обслуживания, которое будет выгодно при регулируемых ценах», -- уверен Владимир Тихомиров.
Михаил ВОРОБЬЕВ