|
|
N°135, 31 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баскский тупик
ЭТА разворачивает кампанию террора
Вчера вечером испанский премьер Хосе Мариа Аснар встретился с главой Страны Басков Хуаном Хосе Ибарретхе. Тема беседы -- как решить баскскую проблему и противодействовать кампании террора, развернутой радикальными сепаратистами из организации ЭТА. В этом году в результате их атак погибли 12 человек, а всего с 1968 года, когда боевики ЭТА провели первый теракт, их жертвами пали более 800 человек.
Национальная ассамблея басков, прошедшая 23 июня в Памплоне, знаменовала собой дальнейшую радикализацию сепаратистов. Умеренное крыло ЭТА, выступавшее за политические методы борьбы и перемирие, получило всего 7,9% голосов. Представителям умеренных, среди которых были ветераны радикального национализма, пришлось покинуть руководящие посты, их заменили молодые сторонники «борьбы до победного конца». В заключительном документе ассамблеи было специально отмечено, что в борьбе за независимость басков и создание ими суверенного социалистического государства «пригодны все методы». На следующий день состоялось первое заседание политического крыла обновленной ЭТА -- партии «Батасуна», сменившей в этой роли существовавшую ранее партию «Эрри Батасуна», ее сепаратисты, видимо, сочли недостаточно радикальной. В отличие от предшественницы «Батасуна» открыто заявила о необходимости присоединения к будущему баскскому государству Эускадия населенных басками районов Франции. Представители французских «коллег» ЭТА введены в состав руководства «Батасуны».
ЭТА финансируется за счет грабежей, киднепинга, а также «революционных сборов», которыми облагаются баскские бизнесмены и предприятия. В настоящий момент около 500 членов ЭТА отбывают сроки в тюрьмах. О количестве боевиков, оставшихся на свободе, точных данных нет. Полагают, что их не менее двухсот. Согласно информации спецслужб, новое руководство ЭТА собирается нанести удар по экономике Испании, терроризируя туристические центры. Проведение терактов скорее всего будет поручено боевикам, у которых есть законные права перемещаться по всей территории Испании. Одной из них была погибшая вечером 24 июля в результате неосторожного обращения с взрывчатыми веществами Олайя Кастресана. По имеющимся у нее документам она могла свободно переезжать из города в город и пересекать границу Испании, причем в последнее время Олайя Кастресана выбирала для места жительства именно курортные города.
Поскольку поддержка боевиков-сепаратистов в Стране Басков падает, они прибегли к массированной пропагандисткой кампании, во время которой молодежи внушалось, что, несмотря на все реформы и автономию, их народ страдает под игом жестокого врага и самая главная цель в их жизни -- самопожертвование во имя освобождения нации. В результате, по последним данным, 63% молодых басков выступают за независимость области, что обрекает на неудачу попытки «старой гвардии» ЭТА договориться с испанским правительством о прекращении борьбы, поскольку молодые соратники воспримут это как предательство.
Впрочем, переговоров не желают и многие испанские политики, полагающие что таким образом будет санкционирован раскол Испании. Кроме того, на поверхность могут всплыть скандальные истории вроде существования в первой половине 80-х «эскадронов смерти», пытавшихся бороться с ЭТА ее же методами. Видимо, поэтому единственная попытка переговоров, начавшихся в сентябре 1998-го, сорвалась по вине испанского правительства, приказавшего арестовать 66 человек, включая и одного из участников переговоров, по обвинению в сотрудничестве с ЭТА. После этих арестов перемирие, длившееся 14 месяцев, закончилось, и в Басконии вновь зазвучали выстрелы и взрывы.
Но радикализация отталкивает от ЭТА средний класс, который предпочитает голосовать не за политическое крыло ЭТА, чье представительство неуклонно сокращается, а за умеренную Баскскую националистическую партию, которая и управляет провинцией. У ЭТА остается два выхода: попытаться повторить путь ИРА, с которой, кстати, в прошлом баски успешно сотрудничали, и постараться войти во власть законным путем, либо продолжать вооруженную борьбу, имея в перспективе тесное сотрудничество Франции и Испании в борьбе с сепаратизмом и десятилетия гражданской войны с неясным исходом.
Семен ЧАРНЫЙ