|
|
N°135, 31 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кальмары и осьминоги товарища Герека
Умер архитектор «реального социализма» по-польски
Эдвард Герек, последний из могикан восточноевропейского «социалистического содружества», умер вчера в Варшаве в возрасте 88 лет. Смерть бывшего первого секретаря ЦК ПОРП, несомненно, вызовет поток воспоминаний старшего поколения поляков, которому довелось пережить «благосостояние реального социализма», хлынувшего на них как манна небесная во времена его правления.
Герек пришел к власти в 1970 году после соучастия в свержении своего предшественника Владислава Гомулки, который запятнал себя кровавой расправой с взбунтовавшимися рабочими на балтийском побережье. К этому времени Герек уже много лет руководил воеводской партийной организацией в Катовицах, процветавшей тогда шахтерской столице. В ранней молодости он работал на рудниках Бельгии и Франции, был активистом компартий этих стран. После войны, когда многие поляки искали повод и возможность выехать из страны, Герек, наоборот, вернулся в Польшу, вступил в ПОРП и стал быстро продвигаться по ступеням партийной иерархии.
Период его пребывания на посту первого секретаря ЦК ПОРП в польской истории принято называть «декадой Герека», которая прежде всего характеризуется модернизацией экономики, основанной на западных кредитах. В стране развернулось небывалое строительство, в магазинах появляются невиданные прежде товары, продовольствие перестает быть дефицитом, каждая семья обретает перспективу покупки «малюха» -- польского «ФИАТа».
За такими преобразованиями с тревогой наблюдали из Москвы. Как-никак Эдвард Герек был единственным первым секретарем социалистического блока, который формировался отнюдь не примерами «советского образа жизни». Но Герек хорошо разбирался в ситуации сильных мира того: в 1976 году в конституции ПНР появляется запись о нерушимом союзе с СССР.
Но жизнь в кредит и развитие промышленности за счет купленных западных лицензий дали о себе знать уже в середине 70-х. Одолженные доллары тяжким бременем легли на экономику. «Пропаганда успеха» уже не срабатывала. Пришлось повышать цены, что привело к мощным рабочим протестам. Герек, наученный горьким опытом Гомулки, стрелять в бунтовщиков не собирался, да и к оппозиции относился терпимо. Известный режиссер, сенатор Казимеж Куц вспоминает, что «Герек был верен своему слову: сказал, что в Польше не будет политических заключенных, и слово сдержал».
И все-таки после массовых забастовок и появления «Солидарности» в сентябре 1980 года Герека, под видом внезапного заболевания, вынудили подать в отставку. Через год его исключили из партии, а с введением военного положения на какое-то время интернировали. После этого он уже не вернулся в политику, напомнив о себе в 1990 году выходом книги «Прерванная декада», в которой защищал свои взгляды и достижения. Правда, на днях в одном иллюстрированном журнале вспомнили вдруг об одном кулинарном рецепте под названием «Осьминоги Герека». В основе блюда -- кальмары, которые в «декаду Герека» были во всех магазинах и стоили недорого.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава