|
|
N°85, 18 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красивая игрушка для соседей России
ГУАМ хочет стать более эффективной
В Ялте 27--29 мая состоится второе заседание Парламентской ассамблеи региональной организации ГУАМ. Как сообщил «Времени новостей» советник посольства Украины в Республике Молдова Александр Самодуров, предполагается обсудить итоги прошедшего 26 апреля Кишиневского саммита ГУАМ. Важно также решить организационные вопросы, тем более после того, как в этом месяце ГУУАМ окончательно превратилась в ГУАМ.
ГУАМ -- в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии -- был создан в 1997 году при активном участии американцев. Задачами организации провозглашались развитие экономического сотрудничества и разрешение региональных конфликтов. В июне 1999-го в организацию вошел Узбекистан, и она стала называться ГУУАМ. Через два года Ташкент приостановил участие, а в начале мая 2005 года заявил о выходе из ГУУАМ. Узбекский президент Ислам Каримов объяснил это несогласием с изменением первоначальных целей организации: «В последнее время делается акцент на идеологической и военно-политической составляющей сотрудничества».
На саммите в Кишиневе украинский президент Виктор Ющенко подчеркнул необходимость организационного становления ГУАМ. Сделал он это день спустя после того, как на совете комитета национальных координаторов был утвержден исполнительный директор информационного офиса организации. Им стал главный советник МИД Украины Евгений Козий. Как пояснил «ВН» Александр Самодуров, информбюро будет координировать работу ГУАМ и послужит базой для создания секретариата. Работать оно начнет в июле-августе.
Наряду с формированием руководящих структур в ГУАМ ведется сейчас проработка совместных практических проектов, в частности, по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли, о содействии торговле и транспорту, о формировании общего виртуального центра по борьбе с преступностью. «Все это доказывает, что ГУАМ никак нельзя считать мертворожденным дитятей», -- заключил г-н Самодуров.
Такое определение этой организации дал в интервью газете «ВН» бывший премьер-министр Молдавии Дмитрий Брагиш. А его предшественник Ион Стурза назвал ГУАМ красивой игрушкой, призванной развлечь президентов, ранее забавлявшихся клубными раутами в СНГ. Да и президент Владимир Воронин еще в 2003 году заявлял о возможном выходе Молдавии из малоэффективного ГУАМ-сообщества.
Директор программ европейской интеграции Института социально-политических исследований Валерий Георгиу заметил «ВН», что для Кишинева было бы разумнее не утруждать себя дополнительными организационными хлопотами в рамках ГУАМ, а сосредоточиться на продвижении страны в Евросоюз и прояснить свои отношения с СНГ, с членами которого следует укреплять двустороннее сотрудничество. Поэтому, как считает эксперт, предпочтительно было бы сохранить ГУАМ в качестве регионального консультативного формирования, участие в котором укрепляло бы имидж небольшой и малоизвестной на международной арене Молдавии.
На Кишиневском саммите прозвучали пассионарные призывы к созданию Черноморско-Балтийской дуги демократии и стабильности, а заодно -- демократизации Белоруссии, не вписывающейся пока в эту дугу. Видимо, эти идеи-то и напугали Ташкент. Как сказал «Времени новостей» Валерий Георгиу, выход Узбекистана из ГУУАМ стал первым практическим результатом саммита. Другие причины выхода, по мнению г-на Георгиу, это «географическая отдаленность узбекского государства, отсутствие выгодных для него общих проектов в экономике, сомнительность перспектив его европейской интеграции, хотя это объявлено приоритетной целью ГУАМ». Как считают некоторые молдавские эксперты, возвращение блудного сына в лоно организации может произойти лишь в случае смены узбекского руководства. И в этой связи они видят весьма симптоматичными беспорядки в Андижане, последовавшие сразу за выходом Узбекистана из сообщества.
Самым слабым звеном ГУАМ-проекта остается экономическое сотрудничество стран-участниц. По данным Национального бюро статистики Молдавии, на долю России, к примеру, в прошлом году пришлось 35,8% всего молдавского экспорта и 12,9% импорта при традиционно положительном сальдо торгового баланса. Соответствующие показатели в торговле с Украиной составили 6,57 и 24,6%, а с Азербайджаном и Грузией не превысили 2%. Экономическому укреплению стран -- членов организации помогла бы активизация их сотрудничества с Россией, а не противостояние ГУАМ России. Но Москве даже отказали в приглашении на Кишиневский саммит в качестве наблюдателя. А страны -- члены ГУАМ время от времени скатываются к антироссийской риторике.
Скептически оценивают эксперты потенциал ГУАМ в разрешении региональных конфликтов. Так, глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл затруднился ответить на вопрос «ВН» о возможном участии ГУАМ в приднестровском урегулировании. Кишинев в прошлом году отказался от переговоров с Тирасполем, и сегодня при помощи Запада пытается заставить пророссийское Приднестровье принять предлагаемый ему усеченный подчиненный статус. Одним из инструментов воздействия могут стать совместные молдавско-украинские контрольные посты на приднестровском участке границы, которые обеспечили бы полное блокирование внешнеэкономической деятельности непризнанной республики.
До сих пор Киев воздерживался от создания этих постов. Убедить его занять «правильный» курс могут лишь более серьезные, нежели ГУАМ, структуры, например, Евросоюз. Но Кишинев, Тбилиси и Баку будут использовать трибуну ГУАМ для новых призывов к мировой борьбе с «агрессивным сепаратизмом», от которого страдают их страны. Подтверждая тем самым единственно существующую на сегодня реальность: ГУАМ -- это высокая трибуна для громких заявлений. Впрочем, для организации и это прогресс. Ведь, как заметил "ВН" директор Кишиневского института социально-политических исследований Аркадий Барбарош, раньше «и вовсе ничего не было».
Наталья ПРИХОДКО, Кишинев