|
|
N°85, 18 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что такое "отработать"
Домодедовского милиционера судят за то, что он упустил террористок
Предотвратить теракты на самолетах в августе прошлого года мог всего один сотрудник милиции -- капитан Михаил Артамонов. Так заявил гособвинитель на начавшемся вчера в Домодедовском суде процессе по обвинению сотрудника отдела по борьбе с терроризмом линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) аэропорта Домодедово в халатности, повлекшей за собой смерть двух и более человек. По мнению обвинения, Артамонов без тщательного досмотра отпустил террористок, взорвавших самолеты Ту-134 и Ту-154, в результате чего погибли 90 человек -- все пассажиры и члены экипажей. Капитан милиции не считает себя виновным -- фотографий разыскиваемых шахидок у него не было, да и нет в нашей стране такого закона, чтобы шмонать без разбору всех жителей Северного Кавказа.
Как следует из обвинительного заключения, зачитанного вчера представителем Генпрокуратуры Дмитрием Ильинским, 24 августа 2004 года Михаил Артамонов в нарушение многочисленных указов, приказов, должностных инструкций и телеграмм проявил халатность и без всякой проверки отпустил двух женщин -- Сациту Джебирханову и Аманту Нагаеву. После чего первая, добыв билет у перекупщика, проникла на рейс Москва -- Сочи, на борту которого привела в действие взрывное устройство. Вторая террористка Аманта Ногаева взорвалась на борту самолета, летевшего в Волгоград.
Подсудимый милиционер категорически отказался признать себя виновным. Он заявил, что никогда не работал в отделе по борьбе с терроризмом (тем более что такого отдела в их ЛОВД нет), а являлся оперуполномоченным отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, обвиняемый потребовал у суда «истребовать из Генпрокуратуры и приобщить к делу» протоколы допросов сотрудников милиции, которые досматривали этих женщин в Махачкале, ксерокопии авиабилетов из Махачкалы, а также видеокассеты со всеми пассажирами указанного рейса. Кроме того, обвиняемый потребовал приобщить к делу документы, подтверждающие факт вылета смертниц из аэропорта Домодедово. Артамонов уточнил, что это нужно ему потому, что сам он никогда не видел снимков предполагаемых террористок, поэтому никак не мог их опознать. Суд тем не менее это ходатайство отклонил и приступил к допросу свидетелей обвинения. Всего их 12, в том числе и недавно осужденный тем же судом и той же судьей Натальей Мишиной за коммерческий подкуп спекулянт авиабилетами Артур Арутюнян (15 апреля его и служащего компании «Сибирь» в аэропорту Домодедово Николая Коренкова признали виновными в том, что, желая подзаработать, они помогли одной из террористок-смертниц попасть на борт самолета). Вчера суд заслушал показания лишь трех свидетелей -- бывшего начальника дежурной части ЛОВД аэропорта Домодедово Сергея Зименкова, начальника уголовного розыска Олега Шогенова и коллегу Артамонова Виктора Фомина. На допросе Зименкова адвокат подсудимого, Сергей Казимиров сначала напомнил свидетелю утверждение обвинения о том, что Артамонов не исполнил свои должностные обязанности и не досмотрел пассажирок с Северного Кавказа, а также их багаж, не взял с женщин объяснительные -- куда и зачем они летят, не доставил в дежурную часть. А потом защитник задал свой вопрос: какие же именно документы регламентируют право милиционеров производить подобные действия с пассажирами. Свидетель объяснил, что такие указания присылали начальникам отделений в телеграммах об усилении внимания, которые предписывали «отрабатывать» всех пассажиров, прибывающих с Северного Кавказа.
«Что значит «отработать»? Мне как адвокату непонятно это слово по отношению к людям», -- спросила Наталья Рыжкова, адвокат потерпевших из Волгограда. «Мне тоже непонятно», -- неожиданно признался милиционер.
Г-н Зименков добавил, что доставлять всех подряд «лиц с Кавказа» в дежурную часть милиционеры не обязаны, более того, обычно это делается на свой страх и риск. Примечательно, что и на другой вопрос о формулировке текста телеграммы бывший начальник дежурки также не смог дать вразумительного ответа.
«В телеграмме указано: следует задерживать лиц, схожих по приметам с террористками. Какие это «лица», вы не могли бы уточнить?» -- попросил адвокат Артамонова. «В национальных одеждах, в платках -- как по телевизору показывают», -- ответил свидетель.
«Как вы могли заметить, -- заявил в перерыве защитник Артамонова Сергей Казимиров, -- обвинения надуманны и не имеют под собой законной основы. Предписывающая «отрабатывать» людей телеграмма -- не закон, а, следовательно, мой подзащитный не обязан был досматривать пассажирок». Сегодня суд планирует заслушать показания оставшихся свидетелей и потерпевших.
Татьяна ГРИЦЕНКО