|
|
N°84, 17 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фитосанитарный кордон
Москва начала экономическую войну с Кишиневом
Прозвучавшие в конце минувшей недели в стенах Госдумы угрозы проучить не нравящиеся российским властям режимы на территории СНГ посредством экономических санкций начали воплощаться на практике. С 16 мая вступил в силу запрет на ввоз всей растениеводческой продукции из Молдавии, введенный Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору («Россельхознадзор»).
Глава «Россельхознадзора» Сергей Данкверт мотивировал это решение сугубо "физиологическими" причинами -- по мнению чиновника, молдавская служба защиты растений не соблюдает соответствующие международные требования, из-за чего с местными овощами и фруктами в Россию могут проникнуть опасные заболевания и вредители. Под точно таким же предлогом Россия запрещала, например, ввоз тюльпанов из Нидерландов.
Однако вчера председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин пояснил, кто именно является "опасным вредителем" и в чем истинная подоплека такого решения, прямо признав политический характер запретительных мер. По словам г-на Кокошина, "запрет на ввоз в Россию для всей растениеводческой продукции из Молдавии, объявленный соответствующим российским государственным ведомством, это еще одна мера в русле предложений Государственной думы по ответным мерам в отношении Молдавии в связи с политикой официального Кишинева, проводимой в отношении Приднестровья".
Экономические последствия запрета для Молдавии могут быть весьма существенными, а российский рынок его просто не заметит. Ни по одному из запрещенных к ввозу видов овощей и фруктов доля Молдавии в общем объеме российского импорта не превышает 5%, тогда как доля молдавского экспорта в Россию в общем объеме экспорта этой маленькой страны приближается к 37,5%. Однако ситуация может поменяться, если «Россельхознадзор» сочтет, что виноград -- это растение, и на таком вполне логичном основании запретит импорт молдавских вин. Они составляют почти две трети в общем объеме российского винного импорта.
Но при отсутствии экономических потерь политические дивиденды России от такой войны выглядят очень сомнительными. И без того бедная Молдавия вполне может обратиться за финансовой помощью к Евросоюзу, имея на руках весомые доказательства экономического шантажа со стороны Москвы. И уж точно после таких мер давления молдавское руководство не смягчит свою позицию по отношению к Приднестровью, которое все мировое сообщество признает неотъемлемой частью Молдавии.
Кстати, Россия уже пыталась аналогичным образом добиваться своих геополитических целей в конце прошлого года, введя санитарный запрет на ввоз абхазских мандаринов после поражения в первом туре президентских выборов фаворита Кремля Рауля Хаджимбы. Этот запрет был снят сразу же после договоренностей о выдвижении на новые выборы г-на Хаджимбы и ставшего в итоге президентом непризнанной республики Сергея Багапша одной командой. Хотя в судьбе самих абхазских мандаринов с точки зрения санитарных норм после этих политических договоренностей явно ничего не изменилось.
Анатолий ВЕСЛО