Время новостей
     N°84, 17 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2005
Железнодорожный разъезд
Антимонопольная служба продолжает наступление на РЖД
ФАС вчера нашла очередное нарушение законодательства «Российскими железными дорогами». Монополист признан виновным в дискриминации компании «Золотое звено» -- владельца пограничного железнодорожного перехода между Россией и Китаем. В декабре прошлого года частная компания подала заявление в антимонопольную службу, в котором обвинила РЖД в создании препятствий в работе при перевозках грузов через российско-китайскую границу (монополист не принимал заказы на доставку грузов в этот район, расторг договоры о передаче грузов и об обмене вагонами). Кроме того, в «Золотом звене» утверждали, что РЖД пытались поставить компанию под свой контроль путем массированной скупки акций или посредством процедуры банкротства. Согласно вчерашнему вердикту ФАС «Российским железным дорогам» предписано прекратить нарушения антимонопольного законодательства.

«Золотое звено» было создано в 1992 году для строительства и эксплуатации российско-китайского участка железнодорожной ветки между станциями Камышовая (Приморский край) и Хуньчунь (провинция Цзилинь, Китай). Большая часть акций (более 65%) этой компании распылена между частными лицами, РЖД принадлежит лишь 13,85%. Изначально «Золотое звено» добивалось права осуществлять операторскую деятельность наравне с РЖД (ранее МПС) и получать доход от взимания тарифа за пользование полотном. Однако в РЖД так и не признали за частной веткой статуса дороги общего пользования, так как указанной нормы не содержит российское законодательство, а закон о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте пока не принят. По этой причине РЖД заключало договоры с грузоотправителями только до станции Камышовая -- там «Золотое звено» вынуждено было становиться грузополучателем (по аналогии со стивидорными компаниями в портах) и при дальнейшей транспортировке выступать экспортным посредником. Хотя в декабре 2000 года по решению МАП компания была внесена в список субъектов естественных монополий, до сих пор тарифная служба так и не заключила с нею тарифного соглашения, следовательно, быть исключительно оператором она не могла. В связи с этим возить грузы в Китай через погранпереход Камышовая--Хуньчунь стало невыгодно (в 2001--2002 годах через него прошло лишь 618 вагонов).

Все попытки частной компании отстоять свои интересы не принесли результата. В конфликт пыталась вмешаться администрация Приморского края -- губернатор Сергей Дарькин, обеспокоенный фактическим простаиванием приграничной ветки, в 2003 году предлагал главе МПС Геннадию Фадееву уступить долю в «Золотом звене» Приморью (фондам имущества Приморья и Хасанского района принадлежит по 2,72% акций компании) в обмен на погашение задолженности дороги перед краем. Ответа на это предложение не последовало.

В марте прошлого года менеджмент «Золотого звена» попытался провести допэмиссию по закрытой подписке, что позволило бы «размыть» долю РЖД. Однако компания г-на Фадеева подала иск в арбитражный суд Хабаровского края и добилась запрета допэмиссии. После этого на рынке появилась информация о том, что РЖД ведет активную скупку акций с целью сменить менеджмент «Золотого звена».

Вчерашнее решение ФАС не решает основной конфликт сторон, хотя в случае его исполнения привлекательность перехода Камышовая--Хуньчунь для грузоотправителей несколько увеличится. По мнению экспертов, по закону разрешить спор можно только одним путем -- передать инфраструктуру «Золотого звена» в эксплуатацию РЖД (так произошло с ветками, построенными в Коми СУАЛом и в Усть-Луге ЛУКОЙЛом). Если этого не произойдет, перспективы проекта «Золотое звено» окажутся под большим вопросом, ведь РЖД имеют три альтернативных маршрута в Китай и в рамках развития программы перевозки нефти в КНР, поддержанной на высшем политическом уровне, активно инвестируют в развитие собственных погранпереходов.

Яна ГОДОВАНАЯ