|
|
N°84, 17 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В убийстве не сознается
Начинается суд над единственным оставшимся в живых бесланским террористом
В Верховном суде Северной Осетии сегодня должно начаться слушание уголовного дела над террористом Нурпаши Кулаевым, единственным оставшимся в живых из 32 боевиков, захвативших школу в Беслане в сентябре 2004 года. Ему предъявили обвинение по восьми статьям УК РФ: терроризм, убийство, захват заложников, бандитизм, похищение людей, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, незаконное хранение, ношение, приобретение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Процесс по делу Кулаева обещали сделать открытым. Заседание будет вести лично председатель Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров. А группу обвинения представят три человека во главе с заместителем генерального прокурора РФ Николаем Шепелем. До сих пор нет ясности, кто же будет представлять на суде интересы обвиняемого. Ни чеченские, ни осетинские адвокаты не соглашаются выступать в роли защитника террориста.
Нурпаши Кулаев, единственный выживший обвиняемый, участвовавший в захвате школы в Беслане 1--3 сентября прошлого года, с самого начала задержания стал давать признательные показания и тесно сотрудничать со следствием. По данным следствия, приказ о захвате школы исходил от полевых командиров -- Масхадова и Басаева. А операцией руководил уроженец села Галашки Руслан Хочубаров по кличке Полковник (его труп опознали среди уничтоженных боевиков). С помощью захваченного террориста следствие опознало и других боевиков, ликвидированных во время штурма. Кулаев понимает, что в случае признания его виновным даже по семи предъявленным статьям, ему грозит пожизненное заключение, чего он очень страшится. Однако категорически отрицает свою виновность в убийстве. Как рассказали «Времени новостей» в североосетинской коллегии адвокатов, «Кулаев утверждает, что не стрелял по мирным жителям, а производил выстрелы только в воздух».
Сейчас решается вопрос с адвокатом Кулаева. «Предыдущий адвокат Умамбек Сикоев, представлявший интересы Кулаева на этапе предварительного следствия, отказался от дальнейшей защиты, как только дело передали в суд, -- прокомментировали ситуацию в североосетинской коллегии адвокатов. -- Только вчера Верховный суд в порядке ст. 51 УПК РФ (обязательное участие защитника) назначил другого адвоката, его имя сегодня официально объявят в суде. Адвокат не сможет "открутиться", а тем более заявить об отводе. Иначе это будет расценено, как невыполнение решения суда. Сейчас защитник выполняет не роль карающего меча, а действует строго в профессиональных рамках».
Источник, близкий к следствию, рассказал «Времени новостей»: «Семья Кулаева не смогла нанять платного адвоката, потому что никто не захотел защищать человека, пришедшего сюда, чтобы нести смерть людям. А ведь Осетия -- это очень маленькая республика. Здесь все родственники. Поэтому суд решил предоставить подсудимому адвоката на безвозмездной основе».
Напомним, что в результате захвата школы в Беслане 1--3 сентября прошлого года в руках террористов оказалось 1128 человек. По официальным данным, жертвами теракта стало 330 человек, в том числе 317 заложников, из них 186 детей, два сотрудника МЧС, 10 сотрудников центра спецподразделения ФСБ и один житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников. Ранения получили 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. При проведении операции по освобождению было спасено 918 человек. В качестве потерпевших по делу признано 1343 человека, которые должны приять участие в процессе. Свидетелями обвинения по ходу процесса выступят 69 человек. Материальный ущерб от теракта оценивается в 32 млн рублей.
Екатерина КАРАЧЕВА