|
|
N°83, 16 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не заправляют
Юлия Тимошенко обвинила Россию в бензиновом кризисе и сознательном срыве поставок нефти
Как и предупреждали российские нефтяники, инициативы украинского правительства, установившего предельные цены на бензин, привели к дефициту топлива на заправках. По данным Интерфакса, в Киеве и других крупных городах на АЗС уже ощущается дефицит бензина самых востребованных марок АИ-95 и АИ-92. Тем временем премьер Юлия Тимошенко продолжает обвинять в сложившейся ситуации Россию, которая, по ее мнению, стала ограничивать отгрузку сырья на Украину. В субботу г-жа Тимошенко заявила: «Идет сознательное прекращение поставок нефти на Украину, хотя все контракты оплачены... Россия вынуждает находить нетрадиционные пути, нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть все необходимые соглашения». Как передает ИТАР-ТАСС, премьер не уточнила, что имела в виду, говоря о прекращении поставок. Однако накануне ее выступления министр топлива и энергетики Иван Плачков сообщал о перебоях в снабжении сырьем только Кременчугского НПЗ в течение пяти дней -- с 7 по 11 мая.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев утверждает, что никаких проблем с поставками сырья на Украину не возникало. По его словам, на Кременчугский НПЗ в мае согласно контрактам должно быть поставлено 240 тыс. тонн сырья. Но технические возможности «Транснефти» не позволяют прокачивать в этом направлении меньше 15--20 тыс. тонн в сутки. Поскольку поступающий на предприятие объем гораздо ниже (исходя из контрактов -- около 8 тыс. тонн в день), транспортная компания накапливает нефть в резервуарах в течение нескольких суток, после чего отправляет ее на НПЗ одной партией. «Такая схема использовалась всегда, ничего нового в ней нет», -- отмечает г-н Григорьев. Пятидневный перерыв в поставках, как отмечают в «Транснефти», вызван тем, что ранее сырье поступило на завод с опережением графика. «Других заявок от нефтяников у нас нет, так что мы просто не можем увеличить отгрузку -- ведь мы транспортная, а не нефтедобывающая компания», -- говорит г-н Григорьев. Впрочем, во всех российских компаниях заявляют, что поставляют сырье в объеме, который предусмотрен заключенными контрактами.
По данным г-жи Тимошенко, Россия обеспечивает 77% потребностей Украины в нефти. Кроме того, российские компании занимают две трети рынка нефтепродуктов: ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР -- Лисичанским, «Укртатнафта» («дочка» «Татнефти») -- Кременчугским, Группа «Альянс» совместно с «Казахойл» -- Херсонским заводом. Ранее украинский премьер заявляла, что нефтяные монополии ведут себя «как голодные злые волки» и, пытаясь нажиться на украинском населении, поднимают цены на нефтепродукты. В середине апреля правительство страны ввело предельно допустимые цены на АЗС. После встреч с г-жой Тимошенко, которая вместе с другими чиновниками не раз намекала на возможную деприватизацию украинских заводов, принадлежащих российским нефтяникам, компании согласились до конца мая торговать бензином по установленным ценам, хотя уверяли и уверяют, что для них это нерентабельно. Однако украинское правительство рассматривает возможность продления ограничений до конца июня.
При этом Лисичанский и Херсонский НПЗ в апреле закрылись на плановый ремонт. Предприятие ТНК-ВР должно было заработать 15 мая, но, как сообщил г-н Плачков, срок был перенесен на 25 мая, и отпуск нефтепродуктов начнется в июне. Пока ТНК-ВР торгует нефтепродуктами из накопленных ранее резервов. Пресс-секретарь «ТНК-ВР Украина» Ирина Ковальчук заявила: «Запасы были сформированы (исходя из срока остановки предприятия. -- Ред.) до 14 мая, поэтому сейчас мы испытываем дефицит ресурсов и стараемся обеспечить прежде всего свои 50 АЗС. Многие джобберы (станции, использующие торговую марку ТНК-ВР. -- Ред.), а это около 1110 АЗС, ищут другие источники поставок».
Другие источники найти достаточно сложно -- как отметил в субботу первый вице-премьер Украины Анатолий Кинах, в апреле в республике переработано 1,4 млн т нефти, что на 22% меньше запланированного. В мае планируется переработать не более 1 млн т. По данным агентства Argus, в апреле на Украину было поставлено из России 1,2 млн тонн нефти, что на 15% меньше, чем в тот же месяц годом ранее. «Это создает серьезные проблемы уже на ближайший период», -- отметил г-н Кинах.
По мнению г-на Кинаха, «те методы (регулирования рынка. -- Ред.), которые задействованы, к сожалению, другого результата и не могут дать, а результат очень тревожный -- это дефицит и снижение качества нефтепродуктов». По его мнению, «надо как можно скорее выходить на прозрачный обоснованный диалог власти и бизнеса, создавать прогнозируемые условия деятельности бизнеса, это позволит увеличить поставки нефти на Украину и не допустить различных скачков».
Денис РЕБРОВ