|
|
N°83, 16 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евреи похоронили свои священные книги
В Малаховке будет новая синагога
Вчера на еврейском кладбище в подмосковной Малаховке состоялась траурная церемония. Хоронили книги. Или, вернее, то, что осталось от них. От тех, священных для верующих евреев молитвенных книг, что сгорели в пожаре вместе с малаховской синагогой рано утром 10 мая. Никто не погиб, синагога ночью пустует. Но у евреев, народа Книги, скорбь по ней остается такой же глубокой, как и их история, такой же сильной, как и по ушедшим навсегда. Поэтому религиозная еврейская традиция предписывает хоронить священные книги, оставшиеся без хозяина, так же, как и людей, в земле. Их раскопали на пепелище синагоги, которой служили эти книги, погрузили в мешки -- таких собралось с десяток, -- подвезли к большой свежевырытой могиле на окраине кладбища и после траурной поминальной церемонии похоронили.
Но перед этим на кладбище состоялся митинг. Малаховских евреев было немного, некогда большая и весьма известная в мире община в последние годы значительно поредела. Среди тех, кто пришел разделить скорбь по поводу разрушения еще одного своего храма, большинство было приехавших из Москвы. Выступили главный раввин России Берл Лазар и глава администрации Малаховки Александр Автаев. Берл Лазар сразу дал понять, что не усматривает в случившемся злого умысла антисемитов, но это, по его словам, ничуть не умаляет свалившегося на евреев горя. Тем более оно случилось в дни дарения Торы, наступающие после еврейской Пасхи и продолжающиеся до наступления праздника Шавуот.
Синагога в Малаховке пережила худшие времена, когда верующие евреи ходили в нее чуть ли не тайком. Она уцелела в 1959-м, когда на еврейском кладбище был подожжен дом для поминальных церемоний и в его огне погибла старая еврейская женщина, сторожившая кладбище. Старому длинному пятистенку, построенному еще в 1932 году и вовсе не похожему на синагогу, в котором советские власти разрешили молиться евреям (хозяин участка земли под пятистенок, получивший на это разрешение, через пару лет был арестован и расстрелян) суждено было сгореть от руки 22-летнего наркомана. По словам г-на Автаева, он же за пару дней до этого обокрал синагогу и, пытаясь замести следы, поджег ее. Мало того, глава Малаховской администрации рассказал, что этот злоумышленник на следующий день пытался выкрасть иконы и в православном храме поселка, церкви Петра и Павла, но был схвачен на месте преступления. Понимая, чем ему это грозит, утверждал г-н Автаев, он нанес себе удар отверткой в область сердца и был доставлен в местную больницу. На следующий день он пришел в себя и признался в содеянном.
Глава администрации видит в случившемся политическую подоплеку, целью злоумышленников были «дестабилизация ситуации в Малаховке, подталкивание к столкновению между людьми разных вероисповеданий». «Но враги, находящиеся в тени, имена которых мы вряд ли узнаем, просчитались, -- заявил г-н Автаев, -- люди в Малаховке сплотились вокруг этого горя». Он пообещал в самом скором времени помочь еврейской общине найти место для строительства новой синагоги.
А накануне траурной церемонии на малаховском кладбище на другом кладбище, Востряковском, были осквернены 15 еврейских надгробных памятников. «На двух из них были надписи антисемитского содержания», -- сообщил представитель Никулинской межрайонной прокуратуры Москвы. Возбуждено уголовное дело. О какой-либо политической подоплеке этого происшествия не сообщается.
Аркадий ДУБНОВ