|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Газпром" без "Роснефти"
Ее готовят для китайцев
Официальный спикер на тему слияния «Газпрома» и «Роснефти», министр промышленности и энергетики Виктор Христенко вчера сообщил, что эта сделка не является единственным вариантом увеличения госпакета акций в газовой монополии до контрольного. «Речь идет о том, что до конца июня будет принято необходимое решение, в том числе и на корпоративном уровне, которое обеспечивает не слияние компаний, а процесс либерализации рынка акций «Газпрома». При этом они будут приняты в рамках схемы взаимодействия «Газпрома» и «Роснефти», -- заявил чиновник.
На самом деле, по сведениям «Времени новостей», еще перед майскими праздниками на самом высоком уровне было принято решение отменить сделку по поглощению «Роснефти» «Газпромом». При этом механизм получения правительством контрольного пакета акций в газовой монополии продолжает обсуждаться. Информированный источник рассказал «Времени новостей», что на сегодняшний день основным рабочим вариантом является выкуп 11,7% акций за живые деньги. Рыночная стоимость этого пакета составляет 7,5--8 млрд долл. Причем вариант использования денег из бюджета или стабилизационного фонда не рассматривается. Деньги на эти цели планируется получить от продажи части акций «Роснефти» китайской госкомпании CNPC.
Другой не менее, а даже более серьезной интригой в связи с окончательным отказом от слияния «Газпрома» с «Роснефтью» остается исход политического и аппаратного противостояния в Кремле. О намерении обменять 100% акций «Роснефти» на 10,7% акций «Газпрома», необходимых российскому правительству для консолидации контрольного пакета в газовой монополии, премьер-министр Михаил Фрадков рассказал Владимиру Путину перед телекамерами еще 14 сентября. Глава государства официально благословил этот проект. Как считается, именно за эту схему выступали глава администрации президента и совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев совместно с председателем правления газовой монополии Алексеем Миллером. Судя по всему, это решение стало неожиданностью не только для президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, но и для его кремлевского куратора, замруководителя президентской администрации Игоря Сечина, являющегося главой совета директоров "Роснефти". Поэтому первая попытка отстоять самостоятельность «Роснефти» и исключительное право контролировать ее деятельность состоялась тут же. Г-н Богданчиков даже написал Владимиру Путину послание, в котором просил не отдавать "Газпрому" контроль над нефтяной компанией. Однако эта инициатива не нашла поддержки. Тем не менее стало понятно, что борьба просто перешла в длительное аппаратное противостояние. И команда Игоря Сечина будет использовать любые поводы для отсрочки сделки и стараться ее сорвать.
По всей видимости, кремлевскому куратору «Роснефти» действительно удалось убедить главу государства не отдавать нефтяную компанию под контроль газового монополиста. Хотя еще в начале марта гг. Медведев и Миллер добились, казалось, окончательного карт-бланша на поглощение «Роснефти». Напомним, что тогда Алексей Миллер и Сергей Богданчиков в прямом эфире НТВ озвучили схему слияния, которая полностью соответствовала ожиданиям «Газпрома». До годового собрания акционеров «Газпрома» сделка по поглощению должна была совершиться. А «Юганскнефтегаз», купленный нефтяной госкомпанией в конце прошлого года, планировалось выделить в отдельную государственную структуру, которую возглавил бы г-н Богданчиков. Причем последующая попытка менеджмента «Роснефти» опровергнуть эту информацию, вызвавшая настоящий скандал, была жестко пресечена Кремлем. Очевидно, что телевыступление главы «Газпрома» было бы невозможно без санкции самого Владимира Путина.
Трудно сказать, что заставило президента страны так быстро передумать. По крайней мере эксперты не раз указывали на запутанную корпоративную и финансовую ситуацию в «Роснефти», которая еще больше осложнилась после приобретения ею "Юганскнефтегаза". Что и могло послужить конечным доводом в пользу отказа от сделки. Вопрос в том, скажется ли несостоявшееся поглощение на конфигурации сил в Кремле или возвращение статус-кво просто отложит на некоторое время выяснение отношений. Во всяком случае борьба вокруг активов -- лишь одно из проявлений борьбы за выбор идеологии развития, особенно с учетом предстоящего трехлетия и содержания последнего послания президента.
Параметры сделки в новом формате сейчас прорабатываются. «Могу еще раз сказать, что эта схема будет абсолютно понятной, прозрачной, устраивающей рынок. Она проводится сегодня с участием и международно признанных оценщиков, инвестиционных консультантов, с соблюдением всех требований и норм корпоративного законодательства, -- сообщил вчера г-н Христенко. -- Сейчас работа идет полным ходом. У меня пока нет никаких сомнений, что в эти сроки мы уложимся».
Напомним, что в начале мая Михаил Фрадков внес изменения в программу приватизации на 2005 год, включив в нее «Роснефть». Теперь очевидно: это было сделано не для того, чтобы впоследствии обменять ее на акции «Газпрома». После того как инвестиционный банк Morgan Stanley завершит переоценку «Роснефти» с учетом того, что «Юганскнефтегаз» -- как теперь выясняется -- остается ее «дочкой», «Росимущество» передаст 100% акций «Роснефти» в специально созданную госкомпанию. Ранее для этих целей ФГУП «Технопромэкспорт» учредил ОАО «Роснефтегаз», которое даже успело прошлой осенью зарегистрировать эмиссию акций на 210 млрд руб. для обмена на акции «Роснефти». Не исключено, что для минимизации издержек «Роснефтегаз» останется в схеме, но его роль значительно изменится. Если в схеме обмена нефтяной компании на акции газового концерна «Роснефтегаз» должен был выступить только в качестве посредника, то сейчас он станет реальным акционером «Роснефти». Более того, он же в самое ближайшее время должен продать неконтрольную долю акций этой нефтяной компании китайской CNPC.
Судя по всему, это было обещано китайцам, когда «Роснефть» искала деньги для оплаты «Юганскнефтегаза». В итоге 6 млрд долл. были получены в качестве аванса за поставки нефти до 2010 года. Однако при этом говорилось, что в сделке фигурировали обязательства российской стороны со временем поделиться частью активов с китайской корпорацией.
На вырученные от этой сделки деньги планируется выкупить 11,7% акций «Газпрома», необходимых правительству. Соответственно, цена пакета, который будет предложен китайцам, должна быть не ниже 7,5 млрд долл. (рыночная цена газпромовских бумаг). При этом очевидно, что CNPC не получит больше 49% и возможности участвовать в оперативном управлении компанией. Правда, даже в этом случае стоимость «Роснефти», которая сейчас обременена огромными долгами (около 20 млрд долл.), должна составлять вместе с "Юганскнефтегазом" не меньше 16 млрд долларов.
Что чиновники говорили о поглощении «Роснефти» «Газпромом»
14 сентября 2004 года Владимир Путин одобрил увеличение госпакета в «Газпроме» в обмен на «Роснефть» с последующей либерализацией рынка акций концерна.
7 октября 2004 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил в интервью НТВ: "Сделка будет завершена до конца этого года. На сегодня все те процедуры и решения, которые принимаются, -- это все действия, все мероприятия, которые мы проводим в соответствии с планом, который согласован с государством и который очень четко реализуется, буквально по дням".
30 декабря 2004 года Виктор Христенко заявил: «Активы «Юганскнефтегаза» будут выделены (из «Роснефти». -- Ред.) и переданы в отдельную компанию, на 100% принадлежащую государству. До 20% акций этой компании может быть предложено Китайской национальной нефтяной компании. Процесс консолидации активов «Газпрома» и «Роснефти» проходит в плановом режиме и завершится в январе 2005 года в соответствии с принятыми решениями. При этом в числе консолидируемых активов не будет «Юганскнефтегаза».
1 февраля 2005 года глава «Росэнерго» Сергей Оганесян заявил: "Я считаю, что актив («Юганскнефтегаз». -- Ред.), который приобрела "Роснефть", должен оставаться в "Роснефти". Более того, я считаю, что "Роснефть" должна оставаться компанией (самостоятельной. -- Ред.). Есть возможность сделать так, что "Газпром" будет ее миноритарным акционером".
2 марта 2005 года Алексей Миллер заявил в прямом эфире НТВ: «Принято окончательное решение о схеме присоединения к "Газпрому" компании "Роснефть". В результате государство получает контрольный пакет акций в "Газпроме" в обмен на 100% акций "Роснефти" без "Юганскнефтегаза". Схема присоединения уже очень хорошо проработана. В самое ближайшее время де-юре и де-факто произойдет консолидация двух компаний».
11 марта 2005 года Виктор Христенко сообщил, что представители «Росимущества», Минэкономразвития, Минпромэнерго, «Газпрома» и «Роснефти» согласовали план действий по реализации процесса слияния, который должен завершиться в июне.
27 апреля 2005 года министр экономического развития Герман Греф сообщил, что правительство может изменить ранее анонсированную схему слияния Газпрома и «Роснефти»: «Такой вариант (сохранения «Юганскнефтегаза» в составе «Роснефти». -- Ред.) сейчас прорабатывается».
Алексей ГРИВАЧ