|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы еще можем решить вопрос российских баз цивилизованно»
Секретарь совета национальной безопасности Грузии Гела БЕЖУАШВИЛИ в интервью собкору «Времени новостей» в Тбилиси Михаилу ВИГНАНСКОМУ прокомментировал ситуацию вокруг вывода российских военных баз.
-- Итак, со следующего понедельника Россия и Грузия вступают в новые отношения. Госдума России говорит даже о возможности отзыва посла "для консультаций".
-- Начнем с того, что постановление нашего парламента по базам -- это не санкции. Базы объявляются функционирующими в режиме вывода. Я считаю, что хорошо бы нам договориться и прийти к взаимоприемлемому решению. Еще не все возможности исчерпаны. Поэтому не надо говорить, что с 16 мая в отношениях наших стран открывается черная страница. Да, постановление парламента обязательно к исполнению. Да, переговорщикам будет трудно в таких условиях. Но еще не все потеряно. Что касается ответных мер, каждая сторона выбирает то, что считает нужным. Но, полагаю, до сверхвысокой температуры накал не дойдет. Мы обязательно предпримем шаги, которые, надеюсь, дадут нам возможность договориться.
-- Почему Грузия так жестко требует вывести российские военные базы до 1 января 2008 года?
-- Мы всегда говорили, что три года на вывод -- это более чем разумный срок, нужно только проявить политическую волю. Вывести за это время имеющееся количество людей и техники не проблема. Мы не просто так уперлись. Мы объяснили России, что строим отношения с нашим населением на принципах доверия и взаимной ответственности. В марте 2008 года у нас парламентские выборы. Для нас нежелательно идти на них с нерешенным вопросом баз.
-- Жива ли идея создания совместного с Россией антитеррористического центра?
-- Мы пришли с Россией к единому мнению, что такой аналитический центр следует создать в Тбилиси. Мы можем частично использовать инфраструктуру в Батуми после вывода оттуда российской базы. С терроризмом надо бороться превентивными методами, обменом информацией, готовя специалистов. Для этого и можно использовать Батуми.
-- Что говорят вам американцы: договоритесь с русскими, и мы вам поможем, или мы вам поможем договориться с русскими?
-- Вопрос вывода баз -- это не только двусторонняя проблема. Это международные обязательства, взятые Россией на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. (Россия и Грузия по-разному трактуют эти соглашения. -- Ред.) Мнение членов ОБСЕ очень важно для нас. Да, все говорят, что лучше договориться. Конечно, это была бы самая цивилизованная форма.
Россия настаивает на том, что ее базы в Грузии не должны быть заменены базами других стран. Президент Грузии уже говорил, что такой замены не будет. Но насколько это угрожает безопасности России, мы понять не можем. Если этот вопрос серьезно беспокоит российскую сторону, мы готовы принять внутренний законодательный акт.
-- Не потребует ли Грузия вслед за выводом баз вывода миротворцев?
-- Этот вопрос пока не рассматривается. Но в Абхазии стоят миротворцы СНГ. А я еще много лет назад говорил, что СНГ лишено больших перспектив. Вот у ГУАМ (объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии после выхода из него в этом месяце Узбекистана. -- Ред.) есть серьезные амбиции, поскольку эта организация строится с учетом взаимных интересов.
-- Вырастет ли военная составляющая ГУАМ?
-- Я верю в это. Мы выступили с инициативой, чтобы в пакете ГУАМ были вопросы безопасности. Как только Узбекистан заявил о выходе из ГУУАМ, там начались странные события.
-- Там, случайно, не новая «цветная революция» начинается?
-- События, которые сейчас происходят в Узбекистане, я комментировать не могу. Но никакого экспорта революций нет, мы этим не занимаемся. Мы просто говорим, что Грузия -- хороший пример того, как можно выйти на демократизацию общества, укрепление демократических институтов, как строить нормальное, цивилизованное европейское государство.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ