|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пощадили
Правительство разрешило РЖД пока не платить больших дивидендов
Совет директоров «Российских железных дорог», на 100% принадлежащих государству, определил размер дивидендов по итогам прошлого года. На выплаты акционеру будет направлено 10% чистой прибыли компании, что составляет 875,4 млн руб. Как и предполагалось ранее, большая часть суммы -- 870 млн руб. -- будет направлена на финансирование работ по переносу участка железнодорожной линии между Транссибом и БАМом из зоны затопления водохранилища Бурейской ГЭС. Первые и пока единственные дивиденды государству РЖД заплатили по итогам 2003 года -- 587,2 млн руб. (также 10% от чистой прибыли).
Минувшей осенью Владимир Путин потребовал лично от президента РЖД Геннадия Фадеева решить проблему затопления 40-километровой ветки в районе Бурейской ГЭС. "Эта проблема существует, нельзя делать вид, что ее нет, что энергетики решают свои задачи, вы свои, правительство не включило в план, -- говорил глава государства. -- Что получится: затопит 40 км -- и все?" "Этого допустить нельзя", -- ответил г-н Фадеев. "Я тоже так думаю", -- согласился Владимир Путин.
Вскоре председатель совета директоров РЖД, вице-премьер Александр Жуков сказал, что затраты на строительство обходных путей -- 4,5--5 млрд руб. -- можно разделить между правительством, РАО «ЕЭС России» и РЖД. В феврале же г-н Фадеев предложил правительству использовать на эти цели дивиденды компании за 2004 год, определив их предварительный размер в 1,6 млрд руб. «Остальное должны добавить Чубайс и само правительство», -- заявил глава РЖД.
В РЖД не смогли объяснить, почему в итоге дивидендные выплаты оказались вдвое меньше, чем говорил г-н Фадеев. Однако полагают, что совет директоров принял «достаточно щадящее» и «правильное» для компании решение (очевидно, подразумевая, что недостающую сумму для вывода ветки покроет РАО «ЕЭС России»).
По итогам текущего года, согласно предварительной «оценочной модели результатов работы РЖД до 2008 года в условиях структурных преобразований», дивиденды компании спрогнозированы в размере 900 млн руб., «однако эта цифра может быть скорректирована» (ранее в РЖД планировали получить в текущем году 16,9 млрд руб. чистой прибыли). В 2006 году, по предварительной оценке, выплаты акционерам составят 1,8 млрд руб., в 2007 г. -- 4 млрд руб., а в 2008 г. -- 5,1 млрд руб. Аналитики затрудняются сказать, каким образом РЖД сможет настолько сильно увеличить свою прибыль, чтобы в 2007--2008 гг. изыскать столь значительные суммы на выплату дивидендов. Возможно, по мнению эксперта компании «Развитие бизнес систем» Аллы Уваровой, такой рост дивидендов будет достигнут за счет создания в рамках второго этапа железнодорожной реформы дочерних и зависимых обществ, в том числе продажи пакетов акций ДЗО инвесторам. Кроме того, г-н Фадеев обещал в 2006--2007 гг. провести первичное размещение акций РЖД. Так или иначе, эксперты указывают, что рост выплат государству совпадает по времени с началом кампании по выборам президента России.
Яна ГОДОВАНАЯ