|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чьи нары лучше
Евгения Адамова может спасти уголовное дело в России
Экс-министр атомной энергии России Евгений Адамов пока не дал согласия на добровольную экстрадицию из Швейцарии в США. Впрочем, как утверждает его защита, такая возможность у него еще сохраняется до начала июля. Адамов своей вины не признает, а многие российские политики склонны видеть в его аресте попытку США выведать секреты российской атомной промышленности. Поэтому некоторые из них предлагают российским властям возбудить в отношении экс-чиновника уголовное дело -- это единственный легальный, по их мнению, способ возвращения арестанта на родину. Вчера же стали известны подробности предъявленного Адамову обвинения, в котором детально расписан механизм совершения инкриминируемых ему преступлений.
Бывший министр был задержан 2 мая в Швейцарии по требованию США. Суд города Питсбурга (Пенсильвания) выдал санкцию на его арест в связи с выдвинутыми обвинениями в мошенничестве, сокрытии доходов и легализации денежных средств. Местная прокуратура нашла доказательства того, что г-н Адамов, будучи официальным лицом, использовал не по назначению выделенные России Штатами средства на модернизацию атомных реакторов, а также перевел «более 9 млн похищенных денег в процессе торговых транзакций между двумя государствами, отмыл эту сумму, прибегнув к мошенничеству в отношении США, затруднив налоговым службам получение налогов с этих денег». Соучастником г-на Адамова в совершении данных преступлений, по версии следствия, был уроженец Украины, а ныне гражданин США и предприниматель Марк Каушанский.
Обвинительное заключение по делу экс-министра по атомной энергетике Евгения Адамова и предпринимателя Марка Каушанского уместилось на 46 страницах. Сначала в тексте приводятся краткие биографические справки обоих фигурантов и их послужной список, где, в частности, указано, что Каушанский, став в 1985 году гражданином США, до 1997 года работал в крупной компании «Вестингхауз» и именно в качестве ее сотрудника познакомился с г-ном Адамовым, в то время директором Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) Минатома. «Вестингхауз» заключил контракт с НИКИЭТ на усовершенствование российских атомных реакторов. Формулируя обвинение, федеральный прокурор Западного округа Пенсильвании Мери Бет Бьюкенен отметила, что в 1992 году США и другие страны начали предоставлять финансовую и техническую помощь в целях укрепления безопасности российских АЭС. Особенно тех, которые используют реакторы модели РБМК, наподобие взорвавшегося в 1986 году в Чернобыле.
В марте 1998 года Адамов, став главой Минатома, «полностью отвечал за все аспекты российского ядерного комплекса». Как отмечается в обвинительном заключении, в 1990 году в России был создан «Энергопул» -- форум, целью которого было «развитие и углубление диалога советских и американских ученых и специалистов для решения глобальной задачи обеспечения безопасности человечества, формирования экологически оптимизированной стратегии мирового энергетического развития». НИКИЭТ распорядился, чтобы причитающиеся ему деньги поступали на счет «Энергопула». Во время следствия было установлено, что Адамов и Каушанский открыли в Пенсильвании и в Делавэре банковские счета на другие компании с похожими именами -- компания Energopool в Штатах превратилась в Energo Pool Inc. Ее зарегистрировали в январе 1993 года, а уже в марте закрыли, но счет компании в питсбургском банке просуществовал до октября 1998 года. За этот период на счет Energo Pool Inc, по подсчетам следователей, было переведено более 11 млн долл., предоставленных России на обустройство ее ядерной энергетики.
В ноябре 1997 года в Делавэре была зарегистрирована еще одна компания Energopool и открыт ее банковский счет, который контролировали Каушанский и его жена Любовь. Правда, официально она не числится фигурантом данного дела. На этот счет было переведено около 4 млн долл., предназначенных для помощи России. По версии прокурора Бьюкенен, на эти счета, а также на счета обвиняемых во Франции и Монако с 1993 по 2001 год поступило 15 129 759,99 доллара.
Из этой суммы 9 млн якобы были употреблены Адамовым и Каушанским на личные нужды, инвестированы и даны в долг под проценты. Более 4,6 млн долл. было переведено с питсбургского счета Energopool на личные счета Евгения Адамова и его третьей жены Ольги Пинчук. На деньги с этого счета финансировалась компания Omeka Ltd., которую Адамов, Каушанский и их супруги Ольга и Любовь открыли в августе 1994 года в Питсбурге. При этом деньги со счета Energopool переводились на счет Omeka Ltd. таким образом, чтобы создать впечатление, будто бы г-н Адамов с женой инвестируют в нее свои личные средства. Через Omeka Ltd. партнеры делали инвестиции, ссужали деньги, в частности, одолжили под большой процент 2 млн долл. НИКИЭТ по сфальсифицированному контракту.
Каушанский обвиняется также в налоговых преступлениях -- якобы он подделал ведомости Energopool, чтобы выдать ссуды за производственные расходы и вычесть их из налоговых платежей. Кроме того, как утверждает обвинение, в налоговых декларациях он в 100 раз (с 1 млн до 10 тыс. долл.) преуменьшил доход компании Omeka, а также свой личный доход (с 200 тыс. до 40 тыс. долл.), тем самым уклонившись от уплаты значительной суммы в бюджет.
«Обвинение, выдвинутое против Адамова, абсолютно безосновательное и беспочвенное», -- заявил нам российский адвокат экс-министра Тимофей Гриднев. Однако от дальнейших комментариев он отказался. «Я не могу говорить о нюансах этого дела, поскольку если американскому суду предстоит его рассматривать, то это может повредить моему клиенту», -- сказал он.
По словам адвоката, исполнителем по договору считался НИКИЭТ, и все необходимые работы по нему были выполнены. Однако впоследствии, заявил г-н Гриднев, американцы почему-то решили, что выделенные институту 9 млн долл. Адамов забрал себе.
В то же время заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин вчера выдвинул план вызволения Евгения Адамова из "плена": «Есть единственный выход для легального разрешения данной конфликтной ситуации. Генпрокуратура на основании материалов парламентской комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией, а также на базе собственного расследования должна возбудить против Евгения Адамова уголовное дело и поставить вопрос о его депортации в Россию».
Теоретически основания для уголовного дела против г-на Адамова в России есть. Еще в 1999 году думский комитет по борьбе с коррупцией обнаружил, что тремя годами ранее Адамов в качестве главы НИКИЭТ в обход существующего законодательства заключил договор с Организацией по атомной энергии Ирана на проведение экспертизы проекта завода по производству тяжелой воды. В том же 1999 году НИКИЭТ по этой причине был включен госдепом США в проскрипционный список учреждений, которым отказывается в помощи. В 2000 году Генпрокуратура РФ собиралась возбуждать в отношении г-на Адамова уголовное дело по факту незаконного экспорта технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Но потом передумала, хотя министра и уволили в марте 2001 года.
В случае вынесения обвинительного приговора в США Евгению Адамову угрожает 60 лет тюрьмы и штраф в размере 1,75 млн долл. Каушанский же, по мнению прокурора, заслуживает 180 лет лишения свободы.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк