|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Косолапов, он же Панарьин
Арестованные по обвинению в терактах начали признаваться
Обвиняемые в совершении терактов в российских городах уже признали свою вину в организации нескольких взрывов -- на станциях метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и на остановках в Воронеже. Следователи уверены, что предполагаемым террористам не удастся уйти от ответственности и в совершении терактов в электричке в Минводах, на рынке в Самаре, на остановках в Краснодаре.
Официально было заявлено о трех арестованных. В частности, глава ФСБ Николай Патрушев объявил о поимке трех человек -- Максима Панарьина, Мурата Шаваева и некоего Хубиева. Но при этом многие источники в правоохранительных органах говорили, что есть еще и четвертый обвиняемый. Некоторые намекали, что это долгое время разыскиваемый спецслужбами как организатор взрывов Павел Косолапов. Но вчера появилась новая версия: Косолапов и Панарьин -- один и тот же человек.
«В результате совместных действий ФСБ, милиции и прокуратуры Краснодарского края установлены и изобличены организаторы и исполнители теракта на остановках общественного транспорта в Краснодаре в августе 2003 года, -- сообщила «Времени новостей» руководитель пресс-службы прокуратуры края Юлия Власова. -- На данный момент известно, что три арестованных в Воронеже боевика -- те же люди, что участвовали и в серии терактов в Москве, Самаре, Минводах и Воронеже».
«Официально обвиняемый пока никаких признаний по взрыву на городском рынке не давал, -- рассказал "Времени новостей" следователь Самарской облпрокуратуры Андрей Зинов. -- Но наши спецслужбы постоянно созваниваются с воронежскими коллегами. Нам сказали, что задержан только один человек, и даже имени его нам не называют. Знаем, что родом он из Ростовской области, и не исключаем, что действительно мог иметь отношение к теракту годичной давности. Хотя очевидно, что один он не смог бы осуществить подобную диверсию. Если же арестованный официально даст признательные показания по нашему взрыву, поедем в Воронеж и на месте будем проверять эту информацию».
Источник "Времени новостей" в воронежских правоохранительных органах заявил, что «в Воронеже арестовали только одного бандита -- Максима Панарьина». «Сейчас он содержится в отдельной камере местного СИЗО. Ему предъявлено обвинение по трем статьям УК РФ -- «терроризм», «убийство» и «подделка документов». На данный момент Панарьин полностью сознался в трех взрывах на остановках в Воронеже, прогремевших в 2004-м. Причастность к четвертому взрыву -- 2005 года -- он отрицает, заявляя, что теракт осуществил другой боевик. "Также обвиняемый признался, что виновен в терактах у московских станций метро «Автозаводская» и «Рижская», в электричке Кисловодск--Минводы и на остановках в Краснодаре», -- сказал источник "Времени новостей".
В спецслужбах города нам рассказали, что Панарьин изъявил желание сотрудничать со следствием и добровольно показал тайник, в котором помимо боеприпасов изъяли три паспорта, все на разные фамилии, в том числе один загранпаспорт. После выполнения задания Панарьин намеревался улететь в небольшое исламское государство на южных рубежах нашей родины. «Возможно, эта информация поможет нам выйти на людей, которые финансировали задание Панарьина», -- сказал источник. Кстати, г-н Патрушев в четверг заявил, что арестованные относились к «законспирированной террористической группе, образованной по инициативе и профинансированной эмиссарами международных террористических центров Абу аль-Валидом, Абу-Кутейпом, Абу-Дзейтом».
Также, по словам источника "Времени новостей" в спецслужбах, Панарьин уже рассказал, что мобильную транзитную группу, в которую входили террористы-славяне, курировал якобы некто Глоов. Со слов обвиняемого следователи узнали, что этот полевой командир выходил на связь с рядовыми исполнителями, в том числе и с ним, давал указания, передавал поддельные документы, снабжал деньгами. За два года проживания на съемной воронежской квартире Панарьин ни в чем не нуждался. «Пока из имеющихся у следствия зацепок для поимки этого «куратора» есть только описание внешности Глоова и его вторая фамилия, -- рассказали в спецслужбах Воронежа. -- Есть данные, что он может использовать паспорт на фамилию Геов».
Вчера появились основания считать, что «мистический» Косолапов и задержанный Панарьин -- одно и то же лицо. «Следователи сличили фотографии арестованного Панарьина с объявленным в розыск Павлом Косолаповым и сделали вывод, что, похоже, это один и тот же человек, -- рассказал «Времени новостей» источник, близкий к следствию. -- Оба светленькие, приблизительно одного роста и возраста».
Да и биографии их похожи. По данным следствия, и Панарьин, и Косолапов попали в Чечню в 2000 году, там приняли ислам и прошли боевую подготовку в центре Хаттаба «Кавказ». Следствие полагает, что свое первое «боевое крещение» они прошли в Краснодаре в августе 2003-го. Затем один за другим последовали взрывы в разных российских городах: электропоезд в Минводах, московское метро «Автозаводская», подмосковные газопроводы, самарский рынок, воронежские остановки и опять в Москве -- у станции метро «Рижская», в которых якобы оба -- Панарьин и Косолапов -- участвовали по заданию Шамиля Басаева. Даже разница в их возрасте (одному 28 лет, а другому 25), как пояснил наш источник в правоохранительных органах, ничего не значит, так как паспорта наверняка фальшивые. «Родился Панарьин якобы в Будапеште, в семье военного офицера, -- рассказал наш источник в спецслужбах Воронежа. -- Проживал в Ставропольском крае и учился в Ростовском военном училище». Косолапов хотя по документам родился в Волгоградской области, но учился в том же военном училище.
8 мая в Москве были задержаны еще двое наемников -- Мурат Шаваев, сотрудник Минюста, и некий Хубиев. Источник в столичных спецслужбах рассказал «Времени новостей», что Шаваев был связующим звеном в цепи девяти терактов. Об успехе или провале «дела» он докладывал полевому командиру Ачимезу Гочияеву. Первый раз Шаваев привлек внимание спецслужб после взрыва у станции метро «Рижская» в августе прошлого года, так же как и Хубиев, которому удалось тогда скрыться. А вот Шаваеву повезло меньше -- в декабре того же года сотрудники Мосгорпрокуратуры задержали его по подозрению в связях с погибшим организатором взрыва Николаем Кипкеевым, но отпустила -- прямых доказательств его вины так и не нашли. Обвинения в терроризме и убийстве обоим удалось предъявить только теперь.
Екатерина КАРАЧЕВА, Татьяна ГРИЦЕНКО