|
|
N°134, 30 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Я тебя породил...
Рекламный совет против рекламы
Российский рекламный рынок растет рекордными темпами. По прогнозу Рекламного совета России (РСР, общественная организация, занимающаяся саморегулированием рекламного бизнеса и объединяющая большинство крупных российских рекламных компаний), в 2001 году у рекламистов есть все шансы превысить бюджеты пикового 1997 года. Однако РСР выступает за жесткие ограничения «своего» рынка. Прежде всего табачной и пивной рекламы.
«В этом году, по нашим прогнозам, объем российского рекламного рынка впервые превысит докризисный уровень и составит 1,85 млрд долл. (в 1997 году, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, общий объем рынка был 1,435 млрд долл. -- Ред.)», -- говорит президент РСР Владимир Кисмерешкин. Рост рынка вызван прежде всего общим ростом деловой активности: появляются новые рекламодатели, да и старые увеличивают свои бюджеты. Кроме того, позитивную для рынка роль сыграло снятие в этом году законодательных ограничений на объем рекламных вложений (до недавнего времени они не могли быть больше 2% от прибыли компании).
«Цифра в 3 млрд долл., которую называют некоторые эксперты (прогнозируя оборот рынка в текущем году. -- Ред.), явно завышена. Но мы рассчитываем, что уже в ближайшие два-три года она будет вполне реальной», -- надеется г-н Кисмерешкин.
Рекламное законодательство, изменением которого в последние полгода занимается Госдума, как ни странно, не слишком беспокоит рекламное сообщество. «Законодательство сегодня достаточно сбалансировано и отражает рыночную ситуацию», -- считает г-н Кисмерешкин. И даже инициативы думцев по ужесточению правил игры рекламщиков радуют. Речь идет прежде всего о законопроектах «О запрещении рекламы табака» и поправках к закону о рекламе, касающихся пива.
Законопроект о табачной рекламе предполагает запрещение любой рекламы табака и табачных изделий, кроме рекламы в местах их продаж. 8 февраля этого года законопроект был принят в первом чтении. Тогда «за» проголосовало подавляющее большинство -- 258 депутатов. После чего рекламный мир взялся спорить о том, кто лоббировал законопроект: то ли транснациональные компании решили таким образом окончательно похоронить отечественных производителей, то ли сами российские табачники решили, что бороться с раскрученными международными брэндами им будет проще вовсе без рекламы.
Рекламщики говорили, что на долю табачных компаний приходится немалая доля бюджетных доходов (в Москве, например, отчисления в городской бюджет от рекламы табака составляют около 15% всех поступлений от наружной рекламы).
Впрочем, противодействие этому законопроекту оказалось достаточно сильным, и до второго чтения документ так пока и не добрался. Теперь все заинтересованные стороны заявляют, что вопрос о табаке, вероятнее всего, будет рассматриваться в виде поправок к закону о рекламе.
Рекламщики, которые в начале года утверждали, что принятие законопроекта, фактически запрещающего рекламу табака, уничтожит рынок, с тех пор изрядно изменили свою точку зрения. «Жесткий запрет рекламы табака маловероятен, -- заявил газете «Время новостей» г-н Кисмерешкин. -- РСР поддерживает прогнозируемый запрет рекламы табака через четыре или шесть лет, и именно этот вариант скорее всего будет принят Госдумой».
Другая депутатская новация -- поправки к закону о рекламе, касающиеся рекламы пива. Представители «Народного депутата», «Единства» и аграриев недавно внесли поправки, запрещающие показывать распитие пива в общественных местах, создавать впечатление, что употребление пива «имеет важное значение» для достижения успеха и т.д. При этом рекламные герои не должны быть одеты модно и современно и демонстрировать причастность к «популярным направлениям в молодежном образе жизни».
И в этом РСР солидарен с депутатами. «Нас беспокоит наплыв пивной рекламы -- она действительно привлекает много молодежи, -- говорит глава Рекламного совета. -- Существует соглашение между РСР и Минздравом о формировании здорового образа жизни. И в этом контексте пересмотреть пивную рекламу, вероятно, следует. Пока у нас нет конкретных предложений, но необходимо работать над ужесточением правил пивной рекламы».
Анфиса ВОРОНИНА