Время новостей
     N°82, 14 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2005
И сказка не скоро сказывается
Михаила Успенского с пути не собьешь
Роман Михаила Успенского «Невинная девушка с мешком золота» (М., «Эксмо») похож на прославившую автора трилогию о похождениях Жихаря и его побратимов. Снова русскому (ерусланскому, посконскому, тартарскому, гиперборейскому, многоборскому и проч.) богатырю надлежит спасти человечество и мироздание, а для того отправиться в рискованное путешествие. Снова супротивником простодушного и хитрованистого витязя выступает сам Князь мира сего. Снова разудалый герой обретает в странствии симпатичных (но временами невыносимо вздорных) помощников. Снова повествование изобилует литературными реминисценциями, кавээнными репризами, аллюзиями на политическую и (бес)культурную современность. Снова приходится разбираться с вывихнутым пространством и искореженным временем, бороться за две единственно стоящие вещи -- звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

Это не метафора. В том мире, где суждено вершить подвиги Луке Радищеву (новая ипостась Жихаря) и Аннушке Амелькиной (по ходу дела бывшего студента, бывшего разбойничьего атамана, бывшего узника и будущего победителя оборзевшего зла превратили в его же возлюбленную), на небе нет звезд. В этом мире еще много чего нет -- Америки (недавно открытой), стихийных катаклизмов, крыс, евреев, художников, Бога... Вот чертей с дьяволами навалом. Ибо сотворен этот мир по заказу Цезаря Борджиа (временно исполняющего роль Антихриста) торопливым кудесником Джанфранко де Чертальдо. (Хорошо еще, что Папин сын не подрядил, как намеревался, Леонардо или Микеланджело -- они бы того страшнее наворотили. Если б, конечно, приняли чертов заказ.) Ну а там, где нет звезд, понятно, как обстоит дело с нравственным законом. И соответственно с людьми -- утратившими былые верования и обычаи, сохранившими в памяти лишь осколки верных представлений о миропорядке, разучившимися отличать добро от зла. Какие это люди -- куклы бессмысленные. Нечего их жалеть -- объясняет Луке Радищеву его сосед по темнице, один из немногих выходцев из «старого мира». И себя -- такую же куклу -- тоже жалеть нечего.

Лука, однако, жалеет. Даже тех страшных разбойников, которых ему, спасая собственную жизнь и надеясь спасти Аннушку, Ерусланию (а потом и весь мир), приходится убивать. (Без всякого удовольствия; приговаривая: «они -- не настоящие».) Потому как живет -- вопреки хитромудрым расчетам Князя мира сего -- в герое человеческое начало. И не только в этом славном витязе (в девичьем обличье), но и в его Аннушке (между делом поработавшей Орлеанской Девой), и в нахальном деревенском вундеркинде Ничевоке, и в английском шпионе, и даже в страхолюдной наблюдательнице от европейского совета со знакомым именем Карла... Не говоря уж о стихотворце-арапе, о котором некий шкипер, проиграв мальца в карты ерусланскому царю, заметил: «Это -- наше все». И был прав!

Как ни злобен Цезарь Борджиа, как ни изощренны в гадостях его присные, как ни бессовестны бояре, банкиры, ландскнехты, инквизиторы, вампиры и прочая нелюдь, как ни чудовищна ошибка чародея Джанфранко, рано или поздно звезды в небе опять появятся. Что не избавит вернувшийся к первозданной сути мир от подлости, жестокости, жадности, эгоизма и дури, не отменит необходимости вновь и вновь совершать подвиги, не обеспечит благорастворения воздухов, но... Знаем мы цену этим обнадеживающим «но»! И про те убийственные «но», которые за ними следуют, тоже знаем. Все так, а делать нечего. Аннушка д'Арк в узилище Торквемады, Лука почти свыкся с девичьей долей, «звуки тоски и печали односложны и пронзительны», героям надлежит расстаться, дабы каждый из них оказался в нужное время в нужном месте и исполнил свой долг.

Похоже на финал первой части «Властелина колец»? Похоже. Но если прежде «Дубровский» оборачивался «Обыкновенным чудом», а «Колобок» катился от «Маугли» к «Борису Годунову», если под одной обложкой уживались «Граф Монте-Кристо», «Приключения Незнайки», «Гамлет», «Дочь Монтесумы», недавние газетные новости и история рода Борджиа, то почему бы не притормозить сказку на толкиеновской ноте? О том, что все кончится хорошо (и что в этом «хорошо» будет немало печали), мы и так знаем. Сказки не детективы -- их рассказывают не ради финала, а ради тех неожиданных сюжетных, интонационных, стилевых придумок, на которые так щедр Михаил Успенский. Продолжения можно и подождать. Годика полтора. Но вообще-то тянуть кота за хвост не стоит.

Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения