|
|
N°126, 15 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ипотека на подходе
Госдума готовится к рассмотрению законопроекта "Об ипотечных ценных бумагах"
Законопроект «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», разработанный Государственным комитетом по строительству совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам, необходимо доработать перед тем, как депутаты приступят к первому чтению документа. Об этом вчера на парламентских слушаниях заявил зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев.
Документ должен позволить операторам вторичного рынка ценных бумаг выкупать у банков ипотечные кредиты, предоставленные населению, и выпускать под них облигационные займы. По словам Тарачева, при создании архитектуры новых ценных бумаг за основу были взяты закладные листы, оборот которых был весьма распространен в России в XIX веке. «Когда берешь в руки этот закон, складывается такое ощущение, что перед тобой не современный законодательный документ, а этнографический экспонат, -- сказал депутат, -- мировая практика при разработке этого документа осталась за бортом». Помимо значительной корректировки описания ипотечных ценных бумаг, по мнению г-на Тарачева, необходимо править схему их обращения, прописанную в проекте закона.
Менее критично к документу отнесся ответственный секретарь комитета по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков Валерий Калинин. Он считает, что документ требует шлифовки, а не кардинальных изменений. По словам г-на Калинина, этот закон просто необходим, поскольку он позволит «объединить кредиторов и инвесторов». Если выданные банками ипотечные кредиты будут рефинансироваться, то банки смогут выдавать больше таких кредитов.
Помешать прохождению этого закона в Думе может не только его несовершенство, но и разногласия разработчиков с Центральным банком РФ. В документе записано, что эмитентом ценных бумаг может быть такая кредитная организация, не менее 80% активов которой составляют ипотечные активы. В то же время представители Центробанка не раз заявляли, что в стране, по их оценкам, пока нет условий для возникновения специализированных банков, в том числе и ипотечных.
Пока в Москве чиновники совместно с депутатами пытаются разработать законодательную базу для создания двухуровневой ("американской") системы ипотечного кредитования, региональные власти некоторых субъектов создают собственные системы ипотеки. Деньги на жилищное кредитование выделяются из областных бюджетов. По словам заместителя председателя Госстроя Владимира Пономарева, особо преуспели на этой ниве Удмуртия, Чувашия, Самарская и Саратовская области. «Правда, в основном эти средства идут на льготное кредитование, на субсидии, -- сказал Пономарев, -- однако параллельно появляются внебюджетные схемы ипотечного кредитования».
По данным Госстроя, спрос на такую услугу в регионах должен быть. В среднем по стране около 6% населения в состоянии претендовать на получение ипотечного кредита (в эту статистику не входят Москва и Санкт-Петербург, поскольку соотношения цены и доходов здесь иные, чем во всем государстве). Если в советские времена на территории РСФСР ежегодно вводилось 72 млн кв. м нового жилья (что составляло 3% от потребности населения), то сейчас этот показатель в России упал вдвое. Ежегодно вводится 34 млн кв. м, а это всего 1,5% от потребности населения. Так что сегодня россиян -- потенциальных заемщиков по ипотеке в четыре раза больше того числа, что могли бы обеспечить жильем строители.
Полина ЗВЕРЕВА