Время новостей
     N°134, 30 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2001
Фондовый Тянитолкай
ММВБ пытается раскачать торговлю
Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) собирается предложить участникам рынка два новых статуса: листингового агента и маркетмейкера по неликвидным бумагам. Вопрос о введении этих институтов в сентябре обсудят на биржевом совете.

Новые предложения прозвучали в выступлении гендиректора ММВБ Александра Захарова в пятницу в Нижнем Новгороде. Выбор места для объявления планов понятен: биржа делает ставку на регионы. По мнению г-на Захарова, потенциал региональных площадок огромен. Он уверен, что «совместная программа (ММВБ, Нижегородская валютно-фондовая биржа и полпред президента в Поволжье Сергей Кириенко нынешней весной подписали меморандум о сотрудничестве. -- Ред.) сделает фондовый рынок реальным источником финансовых ресурсов для роста и модернизации предприятий».

По словам замначальника управления фондовых операций биржи Геннадия Марголита, чтобы приступить к исполнению почетной миссии листингового агента, любой организации надо лишь подписать соглашение с ММВБ. Агенты займутся поисками потенциальных эмитентов, предлагая услуги биржи по выводу их бумаг на фондовый рынок. Это предложение, полагает он, заинтересует прежде всего небольшие региональные финансовые компании.

Еще одна идея -- институт маркетмейкеров по неликвидным бумагам. По словам г-на Марголита, уже подготовлен список из 70 эмитентов, акции которых хотя и присутствуют на бирже, но торговля ими практически не ведется. Участники рынка, которые получат статус маркетмейкера, должны поддерживать двухсторонние котировки неликвидов -- и на покупку, и на продажу. ММВБ же в свою очередь не будет брать с них комиссию при торговле этими бумагами.

Участники рынка к нововведениям биржи относятся двояко: одобряют, но не уверены в их быстром эффекте. Представитель одной из инвестиционных компаний, пожелавший остаться неназванным, так охарактеризовал действия ММВБ: «Она просто пытается стать полноценной биржей, а не биржей одной бумаги (акций РАО «ЕЭС России», на долю которых приходится больше половины оборота. -- Ред.)». Как считает управляющий директор ИК «Проспект» Андрей Гальперин, расширять список торгуемых эмитентов и повышать активность рынка несомненно нужно. С ним согласен и исполнительный вице-президент ИК «Тройка Диалог» Игорь Моряков. «Направления выбраны правильно: именно в неликвидах заключен наибольший потенциал роста», -- полагает он.

Однако в эффекте от работы листинговых агентов они не уверены. Начальник отдела ценных бумаг Пробизнесбанка Андрей Веденков считает, что любые попытки вывести на рынок региональных эмитентов до тех пор, пока индекс РТС не превысит отметки 300 пунктов (сейчас он колеблется около отметки в 200 пунктов), абсурдны.

Институт маркетмейкерства по неликвидным бумагам тоже вызывает ряд вопросов. Если все игроки будут обязаны работать по котировкам нескольких маркетмейкеров, убежден г-н Веденков, ни к чему хорошему это не приведет. «Получим обратный эффект: рынок станет более предсказуем, но его ликвидность снизится», -- поясняет он. Поэтому г-н Веденков не видит необходимости в маркетмейкерах: «Это продиктовано не заботами об участниках рынка, а интересами крупных операторов». Игорь Моряков считает, что быть маркетмейкером на ММВБ накладно: «При организации торговли, предполагающей 100-процентное депонирование средств и бумаг и ориентированной на краткосрочные спекуляции, раскрутить неликвиды достаточно сложно». Рублевые же расчеты, принятые на ММВБ, по его мнению, способны охладить пыл иностранных инвесторов.

Андрей Гальперин из ИК «Проспект» полагает, что наличие жестких котировок -- необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы реально «расторговать» бумагу. «К тому же не исключено, что маркетмейкеры будут устанавливать заведомо широкие спреды», -- предположил он. По его мнению, для «раскрутки» нужны также достаточные объемы эмиссии и прозрачное поведение эмитентов.

Елена МЯЗИНА