Время новостей
     N°134, 30 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2001
Чужие здесь не ходят
Уголь в России поделили весь
С продажей федерального пакета акций угольной компании «Кузбассуголь» закончатся крупные ликвидные активы в угольной промышленности России. 79,7% акций «Кузбассугля» уже выставлены двумя пакетами на приватизационные аукционы и найдут собственника (или собственников) не позднее 4 октября. Неожиданностей не предвидится. Все идет к тому, что и это угольное объединение с годовой добычей более 20 млн т окажется среди «своих» -- в собственности холдингов, финансово-промышленных групп и менеджеров, которые уже управляют, распоряжаются, владеют российским углем. После этого останутся неподеленными (часто только формально) небольшие компании, нередко малопривлекательные с финансовой точки зрения.


Вначале был госсектор

Исход государства из угольной промышленности страны длился не один год и сейчас близок к завершению. Реструктуризация отрасли стартовала в 1994 году. Она вызвала не только закрытие убыточных шахт и массовые увольнения горняков (к примеру, по Кузнецкому бассейну, экономически самому развитому, ликвидированы 34 шахты, а по России -- более 170), но и улучшение экономики отрасли.

Геннадий Козовой, гендиректор крупнейшей шахты страны «Распадская» (Междуреченск, Кемеровской обл.), откровенно признается, что политика закрытия была правильной. После этого начали строить современные шахты, в отрасль пошли инвестиции. Отдельные компании стали привлекательными как для российских, так и для некоторых иностранных инвесторов.

В 1997--1998 годах были проданы акции экономически здоровых, самых эффективных и производительных компаний «Южный Кузбасс» и «Кузбассразрезуголь». Первую приобрела «Углеметкооперация», учрежденная местными предпринимателями-угольщиками. Вторую купил пул из «Трансрэйла», «Московита» и Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Сейчас в качестве собственника осталась только УГМК Искандера Махмудова. Поскольку компании были лучшими в отрасли, их акции продавались недешево. К примеру, 26-процентный пакет «Кузбассразрезугля» был в 1997 году продан за 253 млн руб. (около 42 млн долл.). Такой же пакет «Южного Кузбасса» ушел за 155 млн руб.

Сейчас, когда рост угледобычи улучшил экономику отрасли, продажи государственных пакетов акций угольных компаний идут не дороже первых, но легче. Покупатели есть, цены приватизации их вполне устраивают. В начале года крупный пакет (около 38%) «Востсибугля» приобрела группа МДМ, в июне два госпакета (более 75% акций) «Кузнецкугля» приобрел «ЕвразХолдинг». В прошлом году власти Кузбасса с успехом распродали практически все находившиеся в их собственности пакеты угольных компаний региона («Южный Кузбасс», «Кузнецкуголь», «Соколовское», «Кузбассуголь»). Во всех случаях превышение цены аукциона над первоначальной ценой было совсем незначительным.


Новые хозяева

Практически все распродаваемые угольные активы рано или поздно оказываются у собственников, хорошо знающих отраслевой рынок. Это могут быть крупные инвестиционные компании, менеджеры которых хорошо знакомы с реалиями рынка угля и топливно-энергетических ресурсов в целом или с бизнесом в конкретном регионе.

Таковы, например, «Мир-Инвест» и «КАТЭК-Инвест». Первая успешно управляет крупным угольным разрезом «Черниговец» под Кемеровом и учредила новую угольную компанию в Красноярском крае. Учредитель «КАТЭК-Инвеста» бывший министр топлива и энергетики России Сергей Генералов первоначально планировал участвовать в строительстве новой шахты «Костромовская» в Ленинске-Кузнецком, но затем передумал и переориентировался на участие в приватизации «Красугля». Вместо Генералова «Костромовскую» строит украинский концерн «Энерго», уже владеющий крупной шахтой в этом районе Кузбасса.

Крупным игроком на угольном рынке выступают металлургические компании. Особенно преуспели в «собирании» угля Уральская горно-металлургическая компания и «ЕвразХолдинг». УГМК помимо «Кузбассразрезугля» владеет также предприятием «Алтайкокс». «ЕвразХолдинг» -- собственник Нижнетагильского меткомбината и управляющая компания Западно-Сибирского и Кузнецкого комбинатов. Отсюда заинтересованность в угле, особенно коксующемся.

Сейчас у «ЕвразХолдинга» оказались в собственности не только «Кузнецкуголь», но и пакеты акций (меньше контрольных) двух отдельных предприятий -- шахты «Распадская» и шахтоуправления «Антоновское» в Новокузнецке. Их угольные потоки в первую очередь ориентированы на металлургические предприятия «ЕвразХолдинга».

Череповецкие металлурги 75% всех своих потребностей в коксующемся угле удовлетворяют за счет поставок из Воркуты. Понятно стремление «Северстали», владеющей 15% акций компании «Воркутауголь», активно участвовать в управлении компанией «Воркутауголь».

Активно стремится стать крупной угольной компанией новосибирская группа «Белон». Она владеет крупнейшей в Кузбассе обогатительной фабрикой «Беловская» и большими пакетами шахт в этой же части угольного бассейна. «Белон» пользуется откровенной поддержкой властей Кузбасса. В прошлом году ей был продан областной пакет акций «Кузбассугля» (16%) без каких-либо открытых торгов. Сейчас «Белон» подозревают в попытках обанкротить часть активов «Кузбассугля». Губернатор Кузбасса тоже пригрозил банкротством этой угольной компании, а на днях власти региона отозвали лицензию на недропользование у одной из шахт этой компании. Все это выгодно «Белону», так как сбивает приватизационную цену «Кузбассугля».

Конкурировать с «Белоном» пытается кемеровский «Кокс», уже сформировавший свой собственный холдинг. В его составе углеобогатительная фабрика «Березовская» и металлургический завод «Тулачермет». Не хватает только добывающих мощностей. Поэтому и «Кокс» собирается участвовать в приватизации «Кузбассугля». Тем более что именно с шахт этой компании идет сырье для производства кемеровского кокса.

Группа МДМ на первый взгляд новый игрок на угольном рынке страны. С этого года она владеет компаниями «Востсибуголь» и «Читауголь», которые добывают бурые и энергетические каменные угли в Иркутской области и Забайкалье. Новую компанию, тем не менее, связывают хорошие отношения с такими опытными структурами на угольном рынке, как «Сибирский алюминий» и УГМК.

И еще один собственник из «своих»: руководители шахт, разрезов, обогатительных фабрик, которые умело приватизировали их в собственность или организовали успешный вывод активов. Наиболее успешны «Южный Кузбасс» и холдинговая компания «Соколовская». Одним углем они уже не ограничиваются. «Южный Кузбасс» приобрел в этом году в собственность челябинский металлургический комбинат «Мечел». «Соколовская» строит угольный терминал в Усть-Луге на Балтийском море, развивает собственное машиностроение, строит новые шахты, разрезы и железные дороги, чтобы с нынешних 3 млн т угля годовой добычи через три-четыре года выйти на 12 млн т. А начиналась компания с одной-единственной шахты в Киселевске (Кемеровская обл.), приватизированной в начале 90-х годов трудовым коллективом.


Вопрос политический

Практически во всех случаях приватизация в угольной промышленности происходит при активном участии властей регионов. В Кузбассе, например, губернатор Аман Тулеев постоянно высказывался против приватизации без согласования с администрацией области. Показательно, однако, что такое согласование ведет к появлению в угольных компаниях только тех собственников, с которыми местная администрация поддерживает откровенно близкие отношения.

Так было с «Белоном» и «ЕвразХолдингом». Сейчас власти активно борются с Петром Германом, гендиректором «Киселевскугля», последней компании в Кузбассе, чей контрольный пакет находится в федеральной собственности. Собственники non grata вынуждены уходить из Кузбасса, продавая свои активы. Так, в прошлом году власти выдавили группу МИКОМ, которая контролировала добычу угля в Прокопьевске. На ее место пришла московская группа «Стилтекс», имеющая интересы в уральской металлургии.

Егор НИКОЛАЕВ, Кемерово