|
|
N°82, 14 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куда мы катимся
Максим Медведков призывает транспортников не бояться ВТО
Российских чиновников не оставляет уверенность в том, что многолетние переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) удастся завершить уже в этом году. И тогда в следующем страна войдет в ее состав. Россия завершила переговоры по присоединению к ВТО со странами, на которые приходятся более 85% российской внешней торговли (в том числе с ЕС и Китаем). А в ходе недавнего приезда в Москву Джордж Буш подтвердил, что до конца года к этим странам присоединятся и США.
Вчера руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков рассказывал представителям ассоциаций и союзов транспортников, почему Россия должна ускорить шаг на пути в ВТО, а также доказывал, что членство России в этой организации не приведет к разорению российских транспортных компаний.
Дело в том, что затягивание присоединения к ВТО приведет к удорожанию стоимости входного билета. Это связано, во-первых, с новыми требованиями, которые будут предъявляться к странам-кандидатам, а во-вторых, с увеличением количества стран -- членов ВТО, с которыми России придется вступать в новые переговоры. Причем среди этих стран -- Украина. «Если Украина получит возможность вести с нами переговоры и требовать уступок, то переговорщики США и ЕС покажутся добрыми, как герои мультфильмов про Винни-Пуха», -- оценил ситуацию г-н Медведков.
Однако транспортников трудности переговоров с Украиной если и волнуют, то в последнюю очередь, тем более что скорее всего их удастся избежать. Автоперевозчиков, речников, авиаторов пугает возможная конкуренция с западными компаниями. Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Аркадий Суворов заявил, например, что уже сейчас примерно 60% российских грузов перевозится фурами иностранных компаний. Причем по импортным перевозкам российские компании обязаны платить НДС, а иностранные -- нет. Кроме того, за пользование дорожной инфраструктурой за рубежом отечественные дальнобойщики платят по 12 млн долл. в год, тогда как иностранцы в России не тратят на это ни копейки. «Международные перевозчики работают практически с нулевой рентабельностью. Есть опасения, что с вступлением в ВТО мы будем нести только потери», -- завершил спич о наболевшем г-н Суворов. В ответ Максим Медведков порадовал автоперевозчиков, заявив, что для них в сфере доступа на международные рынки будет «очень вкусный сюрприз». «Мы получаем больше, чем отдаем», -- заинтриговал чиновник. Правда, в чем конкретно будет заключаться этот «сюрприз», он не сообщил.
Кстати, заявление о многомиллионных тратах российских автоперевозчиков за рубежом стало для г-на Медведкова новостью: «Если это так, то надо провести с соответствующими странами переговоры. Существует принцип взаимности, и никто нам не запрещает ввести в России то же самое».
В сфере морского транспорта после присоединения России к ВТО, за исключением незначительных изменений, «режим доступа (иностранных компаний. -- Ред.) будет такой же, как и сейчас, и будет регулироваться уже действующими или в дальнейшем заключенными двухсторонними соглашениями», сказал г-н Медведков. То же самое относится к авиаперевозкам. В отношении железнодорожного, внутреннего водного и трубопроводного транспорта Россия вообще не берет на себя никаких обязательств-- то есть действующие ограничения для иностранцев сохранятся.
С США и Канадой пока не завершены переговоры по авиатехнике. Россия не собирается обнулять пошлины на самолеты и ограничивать субсидирование их производства. Впрочем, нынешний уровень пошлин на авиатехнику в 20% сохранится, возможно, только в течение переходного периода, то есть семь лет. Потом они будут дифференцированы. Г-н Медведков допустил снижение пошлин на авиакомплектующие до 5--6%, что позволит использовать их российскому авиапрому. «Но на сегодняшний день эта позиция не согласована с США», -- уточнил глава департамента МЭРТ. Что касается пошлин на новые легковые автомобили, то после завершения переходного периода они будут снижены, по прогнозу чиновника, до 15--17%.
Максим Медведков заверил, что исследования правительственных экспертов и независимых аналитиков показывают: присоединение России к ВТО не окажет негативного влияния ни на одну из отраслей. Впрочем, опыт российских социально-экономических преобразований показывает, что минусы могут проявляться не при подготовке, а в процессе реализации тех или иных решений. Недавний пример -- реформа социальных льгот. Поэтому не исключено, что после вступления в ВТО российским чиновникам придется в пожарном порядке гасить весь тот негатив, который все-таки проявится в экономике.
Михаил ВОРОБЬЕВ