|
|
N°80, 12 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А у нас -- Госнефтегаз
Юрий Трутнев предлагает правительству создать новую компанию для разработки месторождений на шельфе
Министерство природных ресурсов считает необходимым создать государственную нефтегазовую компанию, которая будет осваивать шельфовые месторождения. Такое предложение содержится в материалах, которые ведомство Юрия Трутнева подготовило к сегодняшнему заседанию правительства, где планируется рассмотреть стратегию освоения шельфа. В конце марта министр природных ресурсов уже высказывал такое предложение, однако тогда он говорил о том, что до заседания правительства над этой идеей еще «надо подумать». Судя по всему, г-н Трутнев все же решился предложить ее кабинету министров, хотя, по информации «Времени новостей», в докладе он об этой идее говорить не будет. Вероятно, это вызвано тем, что против инициативы г-на Трутнева возражают ведущие российские министерства -- Минэкономразвития и Минпромэнерго. Как заявил вчера Интерфаксу источник в правительстве, создание подобной корпорации -- «глубоко дискуссионный вопрос».
Основные из открытых месторождений на шельфе России сосредоточены в Баренцевом, Карском и Охотском морях. Хотя их начальные извлекаемые ресурсы оцениваются в 136 млрд тонн условного топлива, что соответствует 25% общемировых ресурсов, добыча нефти и газа на шельфе в России почти не ведется. Исключением является лишь Сахалин, где в 2004 году было добыто около 2 млн т нефти, что составляет менее 0,5% от общей добычи в стране.
Несмотря на потенциал шельфовых месторождений, их разработка сопряжена с серьезными трудностями и огромными инвестициями, поскольку в суровых климатических условиях нефтяникам придется создавать береговую инфраструктуру и транспортную систему. Согласно Энергетической стратегии до 2020 года, ожидаемые затраты федерального бюджета на реализацию стратегии по освоению шельфа в ближайшие 15 лет составят 35 млрд руб., а привлеченные инвестиции -- 70--110 млрд долл. Таким образом, в среднем в год необходимо вкладывать в шельфовые проекты от 4,5 до 7,5 млрд долл. (по оценкам экспертов, в России нефтяники инвестируют в год в среднем 12--15 млрд долл.). По данным МПР, если себестоимость тонны нефти, добытой на шельфе Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией Казахстана, составляет 44 долл., то для шельфа Восточно-Арктического моря этот показатель может достигать 170 долларов.
Очевидно, что российские компании самостоятельно не справятся с подобными проектами. «Участие иностранных компаний в освоении шельфа неизбежно с точки зрения стоимости проекта, которая зашкаливает порой за десятки миллионов долларов, и сроков окупаемости проекта», -- говорил в апреле замруководителя Росэнерго Владимир Кузнецов. «Без иностранных инвестиций нам будет сложно разрабатывать шельф, на шельфе возможно создание консорциумов», -- вторил ему г-н Трутнев.
При этом полностью отдавать шельф на откуп иностранцам власти не намерены. Как заявил вчера «Времени новостей» представитель Минприроды, специалисты его ведомства «не убеждены в том, что при проведении конкурсов российские компании будут более конкурентоспособны по сравнению с зарубежными коллегами». Поэтому, говорит он, «в качестве дополнительной меры по обеспечению интересов России министерство считает возможным рассмотреть вопрос создания специализированной государственной компании по разработке шельфовых месторождений». Подобная структура может включаться в состав участников консорциума. Ее долю предлагается определять правительству.
Привлекать инвесторов г-н Трутнев намерен, реанимировав режим СРП, который в последнее время практически не применяется в нашей стране. Ранее о возможности возврата к подобной системе говорил и глава Росэнерго Сергей Оганесян. По мнению чиновников МПР, при действующей общей налоговой системе освоение шельфа будет неинтересно инвесторам, поскольку акватория слабо изучена, а пока финансовых стимулов для нефтяников при существенном сроке окупаемости проектов практически не существует. Минприроды предлагает несколько упростить процедуру заключения соглашений. По плану МПР, представленному в правительство, кабинет министров должен определить перечень участков, которые могут разрабатываться по подобным соглашениям. Затем либо «специальный уполномоченный орган», либо созданная госкомпания проводит конкурс, а правительство по его результатам определяет размер долей участников, в том числе и госкомпании. После чего подписывается СРП и -- как один из вариантов -- функции уполномоченной компании могут быть переданы новой госструктуре (сейчас таковыми являются государственные «Роснефть» и «Зарубежнефть»).
Кстати, как заявил газете «Время новостей» источник в правительстве, одна из причин, по которой МЭРТ возражает против создания подобной госкомпании, заключается в том, что такая система может являться площадкой для коррупции. Комментариев в Минпромэнерго вчера получить не удалось.
Если правительство все же согласится с предложением г-на Трутнева, то резонно встанет вопрос о целесообразности закрепления в госсобственности акций «Роснефти» и, возможно, «Зарубежнефти». Поскольку дебаты по этому поводу на высшем государственном уровне до сих пор продолжаются, очевидно, что правительство вряд ли сегодня примет однозначное решение о создании новой государственной нефтегазовой компании.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ