|
|
N°134, 30 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всеобщая декларация
О доходах Жака Ширака станет известно всем
С табу покончено! Высказавшись не так давно за пятилетний срок президентского мандата, французы собираются теперь посягнуть еще на один непререкаемый постулат Пятой республики. В Париже идут оживленные дебаты об отказе от президентского иммунитета. Застрельщиками дискуссий на острую тему стали лидеры социалистов. «Думаю, что начиная с 2002 года необходимо будет особо отметить степень уголовной ответственности как главы государства, так и министров, -- заявил в газете Le Monde Франсуа Олланд, первый секретарь Социалистической партии. -- Естественно, что президент должен отвечать за свои преступные деяния, совершенные до избрания на этот пост, а также за поступки, совершенные, так сказать, частным образом -- вне исполнения служебных обязанностей».
Масла в огонь споров о президентской неподсудности подлили на прошлой неделе члены бюро Национальной ассамблеи. Социалист Раймон Форни, глава нижней палаты французского парламента, в срочном порядке собрал их со всех европейских курортов -- в разгаре каникулы -- на чрезвычайное заседание. Более двадцати представителей депутатской элиты примчались в полном составе, небывалое явление, и заседали три часа вместо запланированного часа. В повестке дня был лишь один пункт, но зато какой -- просьба судебных следователей Армана Риберолля и Марка Бриссе-Фуко о передаче в руки Фемиды дотоле строго засекреченных деклараций об имуществе и доходах, заполненных Жаком Шираком в период между 1988-м и 1993 годом.
Как известно, нынешнему президенту Франции политические оппозиционеры вменяют в вину то, что в середине 90-х, еще до прописки в Елисейском дворце, он оплачивал «черным налом» многочисленные авиационные билеты себе и своей семье. Жак Ширак дал понять, будто эти немалые деньги были его вполне законными заработками. Только вот поступили к нему они якобы из секретных фондов, которыми он вполне легально пользовался в бытность его в 1986--1988 годах премьером Пятой республики. О многочисленных «закрытых» фондах, существующих в распоряжении французских государственных мужей, журналистам и законникам известно давно. Но официально узнать, какие суммы через них проходят, раньше было невозможно. И вот лед тронулся! Выйдя на несколько минут к парламентским репортерам, Раймон Форни сказал, что принято решение передать следователям прежние налоговые декларации Жака Ширака.
Что это означает? «Отныне никто больше не сможет упрекать нас, французских государственных деятелей, в том, что мы живем под девизом: «Свобода. Равенство. Ненаказуемость», -- говорит вашему корреспонденту Иветт Руди, видный депутат-социалист. -- Даже президент обязан отвечать перед нацией и законом за свои деяния». Совсем иначе смотрит на происходящее Серж Лепелтье, представитель неоголлистов: «Вся эта позорная мизансцена организована теми, кто хочет очернить образ президента. Цели акции не юридические, а спекулятивно политические». Журналисты из изданий, близких к правым, поспешили окрестить Раймона Форни «новоявленным Кеннетом Старом». Намек на американского судью, на радость республиканцам раскрутившего на весь мир «дело Моники Левински».
Не секрет, что накануне президентских и депутатских выборов, намеченных на будущий год, в Париже развернулась ожесточенная подковерная борьба между пиарщиками лидера социалистов Лионеля Жоспена и президента Жака Ширака, двух основных кандидатов на кресло в Елисейском дворце. А ради достижения заветной цели все средства хороши. Другое дело, каковы последствия этой братоубийственной рубки для французского общества, и так весьма скептически оценивающего политиков. «Форни и его команда наносят непоправимый урон всем французским государственным институтам», -- убеждена центристка Мари-Терез Буассо, которая была одним из десяти депутатов оппозиции, демонстративно покинувших особняк президента национального собрания во время голосования. Эта «большая дама» французской политики искренне верит в то, что без многочисленных секретных фондов нормального функционирования институтов и ведомств Пятой республики не будет. Любопытна реакция социалистки Элизабет Гигу, до недавней поры министра юстиции. По окончании последнего заседания совета министров репортеры задали ей вопрос о том, декларировала ли она когда-нибудь в налоговом ведомстве премии, получаемые из секретных фондов. В мертвой тишине, неожиданно воцарившейся вокруг, мадам Гигу только завела глаза к небу и многозначительно вымолвила: «О-ля-ля!..»
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж