|
|
N°126, 15 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Балтийский трубопроводный аврал
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков вчера рассказал журналистам о положении дел с проектом строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Сославшись на решение премьера Михаила Касьянова, губернатор заявил, что финансироваться стройка будет исключительно за счет целевых инвестиционных отчислений, включенных в тарифы «Транснефти» на прокачку сырья по магистральным трубопроводам. Он считает возможным собрать 460,2 млн долларов, необходимых для сооружения первой очереди БТС (мощностью 12 млн т нефти).
Целевые инвесттарифы для этой стройки были введены госкомпанией «Транснефть» с весны 1999 года, и за полтора года ей удалось аккумулировать 100 млн долларов (из которых 70 млн уже освоено). Еще 360 млн долларов предстоит собирать в режиме, близком к авральному, до декабря 2001 года. Не позднее этого срока, по указанию президента Путина, от Приморска должен отойти первый танкер с нефтью. Получить эти средства за год и два месяца можно путем нового (возможно, двукратного) повышения тарифов вместе с их инвестиционной составляющей.
На прямое бюджетное финансирование рассчитывать едва ли приходится. Правительство до сих пор не может наскрести 10--12 млн долларов для пуска первой очереди угольного терминала порта на противоположном по отношению к Приморску берегу Финского залива -- в Лужской губе. А порт в Усть-Луге тоже многократно объявлялся проектом стратегическим и приоритетным. Евгений Примаков полтора года назад даже попросил «Ростерминалуголь», ведущее строительство угольного терминала, передать государству 51% акций в обмен на инвестиции и гарантии по кредитам. Акции ушли на федеральный баланс, денег же «Ростерминалуголь» так и не дождался.
Заметим, что проект БТС все же несравним по масштабам с усть-лужским (да и Касьянов -- не Примаков). В «Транснефти» заявляют, что для стройки БТС в случае необходимости могут быть привлечены банковские кредиты. А губернатор Сердюков говорит о необходимости привлечения кредитов также под реконструкцию 175-километровой «трубы» Ярославль--Кириши.
Еще недавно областные власти выступали за привлечение в проект негосударственного капитала -- «живые деньги» частных инвесторов сулили дополнительные налоговые поступления. Но после поездки премьера Касьянова в Ленинградскую область позиция поменялась. «Вводить частный капитал в проект преждевременно», -- заявил г-н Сердюков.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург