|
|
N°81, 13 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер поставил "неуд"
Правительство пытается стать исполнительной властью
Глава правительства предпочел незамедлительно отреагировать на публичное недовольство Кремля работой кабинета министров. За день до заседания правительства президент Владимир Путин в ходе личной встречи порекомендовал премьеру Михаилу Фрадкову вместе с подчиненными министрами исполнять президентские поручения в срок. И назвал обязательную программу из 15 пунктов, касающихся реализации своего послания Федеральному Собранию. Премьер Михаил Фрадков тут же объявил коллегам, что отныне на каждом заседании кабинета они будут отчитываться за то, как выполняются президентские наказы. Уже сегодня премьер должен подписать постановление, в котором будут содержаться сроки и имена конкретных исполнителей тех самых «15 пунктов».
Однако только переадресовкой поручений премьер не ограничился. Вчера на заседании кабинета он жестко дал понять подчиненным, что у них плохо с дисциплиной. «Я хочу обратить внимание правительства на недостаточный, скажу жестче, неудовлетворительный уровень исполнительной дисциплины с точки зрения выполнения регламентных норм. На заседание выносятся документы с большим количеством разногласий, которые мы могли своевременно снять», -- заявил г-н Фрадков. В качестве примера он привел неоднократное рассмотрение вопросов по акцизам на алкоголь и табак, а также по уменьшению срока давности по приватизационным сделкам. «Мы должны прекратить практику пренебрежения регламентом», -- резюмировал г-н Фрадков.
Восприняв премьерский гнев как руководство к действию, подчиненные немедленно, непосредственно на заседании кабинета, приступили к выполнению президентских поручений. Министр юстиции Юрий Чайка выступил с долгожданным проектом закона о снижении срока давности по «ничтожным сделкам» с десяти до трех лет. «Десять лет -- это неоправданно большой срок», -- сказал г-н Чайка. И тут же добавил: «Хотя и исковой срок в три года тоже немалый», достаточный для того, чтобы государство успело защитить свои интересы. Министр отметил, что история российского законодательства в течение ста лет не знала срока больше трех лет. И потом, как верно подметил г-н Чайка, «политическое решение по этому вопросу уже принято». Так что министрам осталось только одобрять. Ни вопросов, ни выступлений на сей счет не случилось.
Практически без дискуссий члены кабинета решили и вопрос с акцизами, который еще вчера, казалось, был далек от согласования. И все потому, что Минфин по сути отказался от своих радикальных предложений. Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил с белодомовской трибуны: «Мы не готовы сегодня перенести акциз с крепкой алкогольной продукции на спирт». Причин назвал несколько, в том числе и такую: это откроет широкую дорогу на отечественный рынок импорту. Также правительство не готово ввести специальные ставки акцизов на сигареты и акцизное обложение денатуратов и спиртосодержащей продукции. По словам г-на Шаталова, все это можно будет сделать лишь в 2007 году. А в 2006-м все останется по-старому.
Несмотря на отсутствие споров, премьер вновь порекомендовал «не топить проблемы в дискуссиях». «Сейчас мы опять приобретаем кота в мешке», -- философически заметил он. И потребовал в ближайшее время разработать ясный порядок взимания акцизов на алкоголь в розничной торговле. Все-таки некоторые решения были приняты и вчера: «В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на будущий год уровня инфляции проиндексированы специфические ставки акцизов на подакцизные товары и размер ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа».
О газе и нефти на вчерашнем заседании кабинета особо позаботился министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он выступил с докладом «О мерах по изучению и повышению эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ». Напугав всех прогнозом, что уже к 2015 году Россия может прийти к исчерпанию рентабельных запасов нефти, г-н Трутнев заявил о необходимости немедленно начать подготовку к освоению шельфа. Среди новаций, предложенных министром на пути к шельфу, -- «налоговые каникулы», «инвестиционные вычеты», снижение стандартных ставок налогов и платежей, обнуление импортных пошлин на не производимое в России технологическое оборудование.
Особое предложение МПР, которое, пожалуй, вызвало наибольшее количество замечаний членов кабинета, -- создание государственной компании по геологоразведке и добыче полезных ископаемых на шельфе. Прямо на заседании оппонентом этой идеи выступил министр экономического развития и Герман Греф. Он заявил, что хотя МПР можно понять, оно пытается решить проблему «проектным способом», но, по мнению г-на Грефа, задачу можно решить «не прибегая к таким методам, как создание гиперкомпании», а «прозрачно и на конкурентной основе, дав возможность вложиться в проект частным фирмам». Главный экономист попросил полгода на то, чтобы сформулировать предложение, от которого ни г-н Трутнев, ни МПР, ни правительство в целом не смогут отказаться.
Премьер, несколько смущенный столь большим сроком, сказал, что после полугода раздумий надо приходить с «общенациональным проектом». На что г-н Трутнев заметил, что так долго ждать невозможно, «отступать некуда». Видимо, нефть и газ кончаются, а другого топлива для экономического роста у страны нет.
Вера КУЗНЕЦОВА