Время новостей
     N°134, 30 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2001
Несложенная мозаика
Генералам оборонки дали еще месяц на подковерную борьбу
Обсуждение плана реформирования национального ВПК проходило в пятницу на заседании российского правительства в обстановке строжайшей секретности. «Закрытость» темы была доведена до абсурда: бдительные цензоры даже изъяли из предоставленной департаментом правительственной информации официальной повестки дня заседания любые упоминания об этом вопросе, хотя реформа оборонки была центральной темой обсуждения. Подобная секретность нелепа лишь на первый взгляд: по крайней мере она вполне позволяет легко избежать ответов на «неудобные» вопросы о том, чем закончилось очередное эпохальное обсуждение планов реструктуризации ВПК. Ведь окончательно согласовать программу реформ так и не удалось.

Правда, в своем коротком комментарии об итогах заседания правительства «оборонный» вице-премьер Илья Клебанов просто-таки излучал уверенность. По словам г-на Клебанова, реализация программы начнется в кратчайшие сроки -- «практически с завтрашнего дня». Само то, что документ всего лишь «одобрен в целом», а на его доработку отведен жесткий срок в один месяц, вице-премьера не смущает. Хотя, по мнению информированных источников газеты «Время новостей», г-н Клебанов «просто блефует». С учетом того, сколь серьезны противоречия между участвующими в подготовке документа ведомствами, срок этот выглядит совершенно нереальным. «Государственным заказчиком-координатором» федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года» официально определено Минпромнауки. При этом еще шесть федеральных ведомств выступают «созаказчиками» -- это Минатом, «Росавиакосмос», Агентство по обычным вооружениям, «Росбоеприпасы», Агентство по системам управления и «Россудостроение». Плюс к тому в числе официальных разработчиков фигурируют также Минэкономразвития, Минфин, Минобороны и Минимущества. Совместить в одном документе даже интересы только тех ведомств, которым правительство официально поручило подготовку программы, оказалось совершенно невозможно. Федеральные оборонные агентства настаивали на непосредственном переподчинении себе крупных оборонных холдингов, а Минпромнауки активно проталкивало идею ликвидации самих федеральных агентств. Министерство обороны требовало включить в планы развития ВПК свои ремонтные производственные мощности, а Минимущества, напротив, предлагало их банкротить и перепрофилировать, чтобы они не отбивали и без того скудный «хлеб» у явно более перспективной «гражданской оборонки». А ведь кроме этого на редкость дружного коллектива соавторов программы на ее формирование активно влияли российские экспортеры вооружения, владельцы частных предприятий ВПК, лоббисты из Госдумы и Госсовета, представители крупных военно-промышленных регионов...

Как признался по окончании правительственного заседания Илья Клебанов, выполнение амбициозной программы создания оборонных «суперхолдингов» несколько откладывается. Их формирование начнется лишь «на втором этапе реформы», где-то в туманном пока 2006 году. Судя по всему, Кремль остался недоволен главной идеей, под которую оборонку активно уговаривали укрупняться: предоставление холдингам прав самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Приманка, конечно, была хороша: об этом мечтает любой «оборонный» директор, однако же выход на международный оружейный рынок десятков российских структур грозил непредсказуемыми последствиями. Эксперты предсказывали в этом случае разовый скачкообразный всплеск экспортных поставок, который неизбежно сменит глубочайший спад из-за дезорганизации всей системы «спецэкспорта». В итоге идея экспортной самостоятельности «суперхолдингов» была признана преждевременной. А никакой другой идеи консолидации оборонки предложено пока не было.

Юрий ГОЛОТЮК