|
|
N°80, 12 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Сейчас не время для самоуспокоенности"
МВФ предостерегает российские власти от накачки бюджета
Курирующий отношения с Россией директор Европейского департамента МВФ Майкл Депплер полагает, что инфляция в нашей стране по итогам года может превысить 11%, а ослабление бюджетной политики грозит серьезным замедлением экономического роста. В апреле г-н Депплер, обеспокоенный планами правительства по снижению налогов, увеличению расходов бюджета и изменению порядка формирования стабфонда, направил специальное письмо премьеру Михаилу Фрадкову. В интервью обозревателю «Времени новостей» Андрею ДЕНИСОВУ Майкл ДЕППЛЕР поделился прогнозами о том, к чему может привести политика правительства.
-- В последнее время российские власти приняли ряд решений, которые свидетельствуют об ослаблении бюджетной политики, -- резкое увеличение социальных расходов, повышение «цены отсечения» при формировании стабилизационного фонда, обсуждается возможность финансирования инвестиционных проектов из средств стабилизационного фонда. К каким последствиям, с вашей точки зрения, приведет такая политика?
-- Ослабление бюджетной политики, вероятно, будет подпитывать факторы, ведущие к росту инфляции и укреплению реального валютного курса, что вызовет повышение процентных ставок и в перспективе будет сдерживать частные инвестиции. Поясню, что я имею в виду.
Во-первых, с середины 2004 года темпы экономического роста в России замедлились, несмотря на рост цен на нефть. Многие объясняют это перебоями в поставках в нефтяном секторе и ухудшением делового климата -- связанным с делом ЮКОСа и, обоснованно или нет, с более общей обеспокоенностью проблемами государственного вмешательства и произвола регулирующих органов или налоговой администрации. Сейчас наблюдаются предварительные -- и неоднозначные -- признаки того, что в первом квартале 2005 года темпы роста понемногу восстанавливаются, но все еще остаются ниже уровня, отмечавшегося в первой половине 2004 года. Кроме того, нарастает и без того высокое инфляционное давление.
Это замедление экономического роста и повышение уровня инфляции указывают на возникающие ограничения производственного потенциала. Об этом также свидетельствует относительно низкий уровень инвестиций вне энергетического сектора, хотя объем производства быстро растет с 1999 года. Рост ВВП сдерживается производственными мощностями, а не отсутствием спроса.
В этих условиях мы не видим оснований ослаблять бюджетную политику. Этот шаг усугубил бы инфляционное воздействие крупных непредвиденных доходов от нефти в экономике. Особое беспокойство вызывают перспективы на 2006 год. Если средства, поступившие в распоряжение бюджета в результате повышения до 27 долларов «цены отсечения» нефти для стабилизационного фонда, действительно будут израсходованы, это будет означать очень крупное увеличение государственных расходов -- приблизительно на 1,5% ВВП.
После того как структурные реформы и другие меры по улучшению делового климата дадут результат и обеспечат укрепление производственного потенциала экономики, можно будет использовать нефтяное богатство России для ускорения экономического развития путем поддержки продуманных структурных реформ. Пока этого не произойдет, расходование дополнительных сумм непредвиденных доходов от нефти будет препятствовать росту производства в экономике за счет повышения инфляции, процентных ставок и темпов укрепления рубля.
-- Инфляция в этом году явно опережает правительственный прогноз в 8,5--10%. Уже за три с половиной месяца она составила более 5%. При этом правительство заявляет, что не намерено пересматривать свой прогноз на год. Какие меры, с вашей точки зрения, могли бы остановить рост инфляции и каков ваш прогноз инфляции на конец 2005 года?
-- Бюджетная политика не оказывает достаточного противодействия росту совокупного спроса в результате притока очень крупных непредвиденных доходов от нефти. В этом первопричина инфляции в России. Чтобы решительным образом снизить инфляцию, требуется более жесткая бюджетная политика. Другая проблема состоит в том, что Центральный банк пытается ограничить повышение курса рубля путем значительных интервенций на валютном рынке, что приводит к большому притоку рублей в экономику. Более гибкий валютный курс, по нашему мнению, позволил бы ориентировать денежно-кредитную политику на снижение инфляции. По нашему прогнозу, при проводимой в настоящее время политике инфляция в 2005 году составит 10,5--11%, но мы опасаемся, что даже это существенное отклонение от поставленного властями целевого показателя может быть превышено.
-- Российское правительство рассматривает варианты развития налоговой реформы. Одна из мер, о которых идет речь, -- снижение ставки НДС с 18 до 13%. Предполагается, что такая мера будет стимулировать экономический рост. Ваше отношение к этому?
-- Мы не думаем, что снижать ставку НДС целесообразно. Снижение верхней ставки НДС с 18 до 13% вызовет потерю бюджетных доходов в размере около 1,5% ВВП в 2006 году и приведет к увеличению дефицита. Как было отмечено выше, сейчас, возможно, начинают возникать ограничения производственных мощностей. Как следствие, рост дефицита усилит инфляционное давление. В нынешних макроэкономических условиях снижение налогов не в состоянии эффективно стимулировать экономическую активность. Если это и приведет к ускорению экономического роста, то лишь на короткое время, поскольку произойдет повышение процентных ставок.
Следует также упомянуть, что предлагаемое снижение ставок НДС окажет определенное воздействие на распределение доходов. Самые богатые десять процентов населения тратят почти половину своего дохода на товары, в настоящее время облагаемые НДС по ставке 18 процентов, тогда как беднейшие десять процентов расходуют на эти товары лишь около четверти своего дохода. Таким образом, от снижения ставки НДС выиграют в основном лица с более высоким уровнем дохода.
-- В правительстве отдают себе отчет в том, что и снижение, и повышение цены на нефть на мировом рынке несет в себе риски для российской экономики. А насколько хорошо, с вашей точки зрения, она защищена от этих рисков?
-- Российская экономика обладает хорошими возможностями для того, чтобы выдержать корректировки цен на нефть в сторону как повышения, так и снижения.
Значительная часть непредвиденных доходов от нефти в последние два года сберегается в нефтяном стабилизационном фонде или используется для погашения внешнего долга. С макроэкономической точки зрения это разумная политика, которая пошла на пользу России и которую, как я уже объяснил, не следует ослаблять. Более того, если цены на нефть еще более возрастут, эти дополнительные поступления следует в полном объеме направить на сбережения (пока макроэкономическая ситуация не станет более благоприятной) или использовать для погашения внешнего долга. Соответственно, международные резервы выросли до уровня, более чем в 3,5 раза превышающего краткосрочный долг; это значительный буфер, который поможет компенсировать или по крайней мере смягчить воздействие краткосрочного снижения цен на нефть.
Тем не менее сейчас не время для самоуспокоенности. В микроэкономической сфере властям необходимо продолжать укреплять финансовый надзор, чтобы свести к минимуму возможные отрицательные последствия для стабильности корпораций и финансовых организаций в случае значительного снижения цены на нефть.
-- В начале этого года, когда Россия полностью погасила долг перед МВФ, было объявлено, что рубль переходит в категорию «используемых» фондом валют. Как это осуществляется на практике, началось ли использование российского взноса при кредитовании клиентов МВФ?
-- Российский рубль официально стал «используемой» валютой для операций Фонда с 1 марта 2005 года, после принятия соответствующего решения Исполнительным советом МВФ. Пока еще Фонд не использовал российские рубли в финансовых операциях. Российские власти все еще работают над созданием необходимых технических механизмов для использования их валюты МВФ. Решение Фонда использовать рубль в своих операциях отражает сильную позицию российской экономики, которая располагает более чем достаточными валютными резервами и имеет низкий уровень долга.
Беседовал Андрей ДЕНИСОВ