Время новостей
     N°79, 11 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2005
Корпорация наружной рекламы
Руперт Мэрдок собирает деньги для экспансии в Россию
Американская медиагруппа News Corp. Руперта Мэрдока готовится усилить свои позиции на рынке наружной рекламы за счет экспансии в России и других республиках бывшего Советского Союза. На этой неделе совет директоров Европейского банка реконструкции и развития рассмотрит вопрос о выделении группе обеспеченного займа на 130 млн долл., сообщила британская газета Financial Times. «Заемные средства будут использованы на создание межрегиональной сети наружной рекламы в нескольких бывших советских республиках через поглощение некоторых локальных игроков», -- говорится в документах банка. В целом на экспансию в этом регионе News Corp. при помощи ЕБРР планирует привлечь 223 млн долл. По данным газеты, всего на эти деньги будет сделано «полдюжины приобретений».

Российская «дочка» империи Мэрдока News Outdoor Russia за четыре года существования стала крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы. Ее оборот в прошлом году составил около 150 млн долл., или около трети всего рынка. Компания располагает более чем 25 тыс. билбордов и других носителей наружной рекламы в 90 городах России. Особенно сильны позиции News Outdoor Russia в Нижнем Новгороде (практически монополист) и Москве (четверть рынка).

Решение News Corp. развивать перспективное рекламное направление бизнеса в России было принято после отказа от инвестирования в высокорисковые медиапроекты в нашей стране. И связано прежде всего с желанием опередить западноевропейских конкурентов -- Clear Channel, JC Decaux and Viacom -- на перспективных рынках бывшего СССР. Кроме того, сейчас назрела ситуация наибольшего благоприятствования для процессов консолидации в этом бизнесе. Напомним, что в середине прошлого года в России изменилось налогообложение наружной рекламы, которое перешло к принципу взимания определенной фискальной платы с каждого носителя (вне зависимости от периода размещения на нем рекламы). Для небольших участников рынка это стало непомерным бременем и заставило их более внимательно изучать возможности для продажи бизнеса крупным компаниям.

По мнению генерального директора маркетинговой компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрея Березкина, привлеченные средства News Outdoor Russia потратит на усиление позиций в российских городах-миллионниках, а также на выход на перспективный украинский рынок наружной рекламы. «По-видимому, они ставят перед собой задачу создать компанию, у которой будет возможность самостоятельно провести эффективную наружную рекламную кампанию в масштабах всей страны, -- говорит г-н Березкин. -- Это будет иметь серьезную ценность в глазах крупных рекламодателей». Очевидно, что также будут предприняты шаги по увеличению своей доли на крупнейшем в России столичном рекламном рынке. Причем г-н Березкин не исключает и возможности крупных громких покупок, которые характерны для рыночной стратегии News Corp.

Между тем источник, близкий к проекту, поделился с FT сомнениями в том, что ЕБРР согласится на предложение корпорации Мэрдока и выделит такие солидные средства. К тому же эта сделка еще раз подтвердит мнение, что банк, созданный для финансирования инфраструктурных проектов, слишком охотно и обильно кредитует проекты по осуществлению слияний и поглощений.

Иван ГОРДЕЕВ