Время новостей
     N°79, 11 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2005
EADS хочет остаться при своих директорах
Европейский авиаконцерн доложил акционерам о рекордных финансовых показателях
Европейский авиакосмический концерн EADS накануне ежегодного собрания акционеров, которое состоится сегодня в Амстердаме, объявил о рекордных финансовых результатах, достигнутых в первом квартале этого года. Согласно заявлению, распространенному амстердамской штаб-квартирой EADS, за первые три месяца этого года доходы концерна выросли на 16% по сравнению с показателем за тот же период прошлого года и составили 7 млрд евро. Еще заметнее -- почти в семь раз, до 328 млн евро -- увеличилась чистая прибыль концерна (за аналогичный период прошлого года -- 49 млн евро). Новых заказов получено на 9 млрд евро (на 265% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года). Общий объем портфеля заказов EADS впервые превысил порог в 190 млрд евро.

EADS является основным акционером (80% акций) европейского авиастроительного концерна Airbus. 20% акций Airbus принадлежат британской компании BAE Systems. В свою очередь, капитал самого EADS разделен между французской компанией SOGEADE Lagardere (которая совместно с правительством Франции владеет 30,2% акций), германской DaimlerChrysler (30,2%) и испанской SEPI (5,52%). Остальные 34,08% акций EADS обращаются на свободном рынке.

EADS имеет широкие интересы в производстве военных самолетов и вертолетов, оборудования и вооружения для них, однако основой его благополучия остается гражданская тематика. В прошлом году гражданские воздушные суда (прежде всего производства Airbus) принесли EADS 76% доходов. В целом результаты прошлого года, за которые менеджмент концерна и отчитается сегодня перед акционерами, тоже очень хороши, хотя и не настолько рекордны, как итоги первого квартала этого года. Общие доходы EADS в прошлом году составили 32 млрд евро. В 2004-м Airbus (второй год подряд) опередил корпорацию Boeing, своего главного соперника по выпуску гражданских самолетов, получив в мире 57% новых заказов. В конце прошлого года совет директоров EADS одобрил предложение руководства Airbus начать проектирование нового дальнемагистрального лайнера А350, прямого конкурента Boeing-787, который создается сейчас в Америке. Успешно продолжалась и разработка самого большого из существовавших до сих пор гражданских самолетов А380, который уже в этом году выполнил первый испытательный полет.

Одним из вопросов повестки сегодняшнего собрания акционеров EADS будет переизбрание совета директоров, полномочия которого истекают в этом году. По принятой в EADS практике совет директоров избирается не на год, а на пять лет. Менеджмент предложил акционерам оставить всех 11 членов совета директоров на нынешних постах еще на одну пятилетку. Своевременно обнародованные результаты первого квартала 2005 года должны, очевидно, подтвердить рациональность такого решения.

Авиакомпания "Сибирь" получила в 2004 году 838,677 млн руб. чистого убытка по российским стандартам бухучета (в 2003 году чистая прибыль составила 28,767 млн руб.). Как сообщил ИНТЕРФАКСУ представитель авиакомпании, основная причина ухудшения финансовых показателей -- списание убытков прошлых лет. Он пояснил, что "Сибирь" была вынуждена перевести все долговые обязательства авиакомпании "Внуковские авиалинии" -- около 921 млн руб. -- из дебиторской задолженности в расходную часть баланса после того, как осенью прошлого года была завершена процедура банкротства этой компании и она была ликвидирована. Негативное влияние на финансовые результаты "Сибири" оказал также значительный рост цены на авиационное топливо. По словам представителя "Сибири", незапланированные в бюджете расходы компании на авиакеросин составили в прошлом году 912 млн руб., хотя компания повышала тарифы, ввела топливную надбавку и оптимизировала расходы. Кроме того, представитель "Сибири" сказал, что компания недополучила в 2004 году часть доходов, измеряемую миллионами долларов, из-за снижения пассажиропотока после терактов в августе, когда были взорваны в воздухе два российских самолета с пассажирами, в том числе Ту-154 "Сибири".

Михаил КУКУШКИН