Время новостей
     N°79, 11 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2005
От России ждут покаяния
Завтра соседи потребуют территорий
Александр Квасьневский 8 мая вручал ордена российским ветеранам в здании польского посольства в Москве. У президента Польши был суровый взгляд, он, по наблюдению автора этих строк, волновался. С одной стороны, нужно поблагодарить старых воинов, с другой -- сказать им, что желанной свободы Польше они, увы, не принесли. Промолчать было нельзя.

Квасьневского и так утюжила польская пресса: и за намерение приехать на саммит, и за согласие взять с собой последнего руководителя Польши коммунистических времен Войцеха Ярузельского. Слова о «совместной борьбе» с гитлеровцами г-н Квасьневский говорил с частыми повторами для аплодисментов. А горькую пилюлю о двух тоталитаризмах (гитлеровском и сталинском), о репрессиях на территории послевоенной Польши со стороны НКВД и Смерша, а также непременный пассаж о расстреле свыше 4 тыс. польских офицеров в Катыни на Смоленщине весной 1940 года он прочитал скороговоркой, явно не надеясь на овации. «Вежливый человек», -- с какой-то недоброй иронией вполголоса прокомментировал это находившийся в зале польский дипломат.

Президент Путин, приглашая в Москву лидеров всех государств, участников второй мировой войны, собирался поднять престиж России. Но он оказал нам другую, более ценную услугу. Он обозначил вставшую перед Россией проблему: что делать с историческими счетами, которые нам один за другим предъявляют наши соседи?

Долгая война за Карелию

От этих счетов нельзя отмахнуться, как раньше. Президенты Польши, Латвии и даже Финляндии, отправляясь на саммит, получили дома наказ: заявить позицию о том, что окончательное освобождение Европы произошло не в 1945-м, а в 1991 году, когда развалился СССР. Так что непременно будут ставиться вопросы о пакте Молотова--Риббентропа 1939 года, о репрессиях в отношении поляков, прибалтов и финнов на территории СССР, а то и о Карелии.

Вступление в Евросоюз таких новичков, как страны Балтии или та же Польша, меняет привычные значки «сильный--слабый» в их отношениях с Россией. «Предсказания из Брюсселя о том, что после вступления Польши и Балтии в Евросоюз и НАТО эти страны «успокоятся» и установят с Россией нормальные отношения, не оправдались», -- заметил автору «Времени новостей» Дмитрий Суслов, замдиректора российского Совета по внешней и оборонной политике.

Многие годы политика России в вопросах европейской истории строилась на принципе взаимных умолчаний. «В 90-е годы финны попытались поднять вопрос о жестокостях в отношении финского населения в 1939--1940 годах, во времена так называемой зимней войны, -- рассказывает «ВН» просивший не называть его имени сотрудник МИД РФ. -- Мы ответили: давайте лучше это не трогать, а то мы вспомним и о концлагерях, куда сгоняли русское население во время немецко-финского союза в 1941--1944 годах, и о многом другом. Пока они вроде затихли».

Проблема, однако, в том, что обетом молчания в данный момент остается связанной одна Россия. Например, депутат Европарламента Ари Ватанен, финн по происхождению, призвал президента Финляндии г-жу Тарью Халонен поднять в Москве вопрос о возвращении Карелии (той части территории, что перешла к СССР после войны с финнами согласно мирному договору марта 1940 года) и о финских жертвах сталинизма. До этого идею о возвращении Карелии высказывала бывший спикер финского парламента Риита Уосукайнен. А бригадный генерал Кари Хьетанен даже предположил, что «перемещение 250 тыс. живущего в Карелии российского населения не может быть неразрешимой задачей для великой державы». Кроме заявлений есть еще и общественные настроения: любой, кто видел огромное количество воспоминаний и публикаций о старой Карелии в финских книжных магазинах, поймет всю серьезность проблемы.

Конечно, нынешнее руководство Финляндии не дает России повода для беспокойства. Но в какой-то момент власть может поменяться. А отход от «кодекса молчания» в сегодняшней Финляндии -- свершившийся факт. Например, бывший премьер и спикер парламента Пааво Липпонен совсем недавно в компании со шведским премьером Гораном Персоном отмечал в местечке Ихантала другую годовщину: в 1944 году финские войска и шведские добровольцы, бывшие тогда союзниками нацистской Германии, остановили там наступление советских войск, уничтожив множество солдат Ленинградского фронта.

Отказаться от «ленинских норм»

В Польше власть сменится уже в этом году. Вряд ли новые президент и правительство будут настроены к России и нашей общей истории более позитивно, чем нынешние. Самый сейчас популярный политик в стране -- мэр Варшавы и лидер партии «Право и справедливость» Лех Качинский -- вырвался вперед по популярности за счет того, что устроил летом 2004 года грандиозное празднование годовщины Варшавского восстания. Тогда подчеркивалось нежелание Сталина прийти на помощь восставшим, стоившее им, по подсчетам Качинского, 200 тыс. жизней.

Лидер самой популярной польской партии «Гражданская платформа» Дональд Таск выступал против поездки Квасьневского в Москву. Бывший министр иностранных дел Владислав Бартошевский и вовсе предлагал послать на 9 Мая в Москву польского премьера -- в отместку Путину, который отправил премьера Михаила Фрадкова на похороны Папы Римского Иоанна Павла II, в миру поляка Кароля Войтылы. «Многие поляки во всем видят разворот России к сталинизму, -- говорит «ВН» полонист из ИМЭМО РАН Ирина Кобринская. -- Они даже уверены, что Зураб Церетели делал памятник Сталину по приказу Путина».

В этих условиях соблюдение Москвой кодекса исторического молчания просто глупо, ведь наши соседи его давно нарушили. Нужно говорить правду, но только всю и без истерик. И не избегать осуждения «своих» негодяев. К примеру, главой союзной Контрольной комиссии в послевоенной Финляндии (бывшем союзнике Третьего рейха) был соратник Сталина, секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов. Под его руководством в Финляндии и Эстонии осуществлялись многие «мокрые» дела. Какой смысл России выгораживать этого человека? Наоборот, нужно показать, что к финнам и эстонцам он относился не хуже и не лучше, чем к русским писателям, -- ведь это он автор постановления 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого начались гонения на Анну Ахматову и Михаила Зощенко.

Не надо пытаться обелить в глазах поляков, прибалтов или финнов и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова -- это задача невыполнимая, и нашей внешней политике не стоит за нее браться. Что же касается упреков по поводу пакта Молотова--Риббентропа, то можно, конечно, и дальше ссылаться, как это сделал вчера президент Владимир Путин, на осуждение секретных протоколов к пакту съездом народных депутатов СССР в 1989 году. Но тогда они были осуждены за несоответствие «ленинским нормам внешней политики». Понятно, почему это не удовлетворяет поляков, прибалтов или финнов. Мы теперь и сами знаем, каковы были ленинские нормы в политике, и вроде бы хотим от них уйти. Так почему не принять новый документ, уже без упоминания «ленинских норм»?

Есть, конечно, и еще один проверенный способ реагировать на уколы маленьких соседей -- не замечать их, общаясь только с «большими» США, Францией и Германией. Но подобная политика в Европе может дорого обойтись России. Ту же Польшу, по мнению эксперта ИМЭПИ РАН Светланы Глинкиной, фактически поставили курировать «восточное направление» в Евросоюзе. А польские политики -- от правых до левых -- согласны в одном: восточная граница объединенной Европы должна проходить по российской границе с Украиной, Молдавией и Белоруссией. Если этот план реализуется, последствия мы будем помнить дольше, чем 60-й юбилей Победы.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- для «Времени новостей»
//  читайте тему  //  Исторические версии