|
|
N°134, 30 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торопиться не надо
«Русал» не спешит начинать разработку нового бокситового месторождения
Президенты Республики Гвинея Лансана Конте и российского алюминиевого холдинга Олег Дерипаска подписали 27 июля соглашение о передаче «Русалу» концессии на освоение месторождения бокситов «Диан-Диан». Это приблизит «Русский алюминий» к осуществлению своей стратегической цели -- удовлетворению потребностей в сырье для выплавки первичного алюминия из собственных источников. Однако разработка нового месторождения вряд ли начнется в ближайшее время.
К получению концессии на разработку месторождения «Диан-Диан» Дерипаска шел не один год. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад он, будучи президентом «Сибирского алюминия», на правительственных совещаниях поднимал вопрос об участии российских алюминиевых компаний в освоении бокситовых месторождений Гвинеи в счет погашения ее долга России.
В апреле нынешнего года «Русский алюминий» достиг принципиальной договоренности с властями Гвинеи о передаче холдингу прав на разработку «Диан-Диан» -- одного из крупнейших бокситовых месторождений в мире. Разведанный объем его запасов превышает 500 млн т и может доходить до 1,3 млрд т. Фактически подписанный в пятницу документ между главами Гвинеи и «Русала» открывает российской компании путь для полномасштабного освоения месторождения. Однако пока "Русал" не торопится афишировать свое приобретение. Представители компании никак не комментируют детали соглашения, равно как и перспективы разработки месторождения. Нет информации об этом и в пресс-службе президента России, несмотря на то что документ был подписан в рамках государственного визита в Россию Лансана Конте.
Возможно, это связано с тем, что процедура оформления прав на концессию еще не завершена. По законам Гвинеи соглашение с «Русалом» в течение пяти месяцев должно быть одобрено министерством финансов и парламентом страны. Очевидно, что в это время продолжится торг между властями республики и «Русским алюминием». По данным газеты «Время новостей», первые хотят немедленного начала освоения месторождения. «Русал», напротив, предполагает воспользоваться нормами местного законодательства, позволяющими осуществлять разведку запасов месторождения и разработку технико-экономического обоснования его освоения в течение трех лет с момента получения концессии. После чего начать его разработку вкупе со строительством глиноземного завода мощностью 2,5 млн т. Примерно такой объем глинозема компания сейчас закупает «на стороне».
По предварительным оценкам «Русала», обнародованным три месяца назад, стоимость проекта составит порядка 1 млрд долл. Однако гвинейская сторона настаивает на строительстве алюминиевого завода по выплавке алюминия. Это приведет к значительному увеличению необходимых для реализации проекта средств, поскольку помимо плавильного производства «Русалу» придется строить ГЭС для получения дешевой электроэнергии.
Не исключено, что к освоению «Диан-Диан» «Русал» привлечет зарубежные компании. Первый заместитель генерального директора «Русского алюминия» Александр Булыгин заявил газете «Время новостей» за несколько дней до подписания соглашения: «Диан-Диан» -- один из ключевых проектов, но нам одним его не потянуть». Привлечение партнеров позволит создать более устойчивые отношения с властями Гвинеи, говорит г-н Булыгин. Кроме того, для разработки месторождения «Русалу» необходимо привлекать на Западе значительный объем средств. Однако пока получение компанией зарубежных кредитов весьма непростой процесс. Под пул двух или нескольких крупных компаний средства будет привлекать значительно легче.
По словам г-на Булыгина, не исключено, что поучаствовать в освоении «Диан-Диан» будет предложено Китаю. «Эта тема рассматривалась на недавней встрече Владимира Путина и Цзян Цзэминя. Китай -- один из крупнейших в мире производителей первичного алюминия, и он, безусловно, заинтересован в получении контроля над источниками сырья, -- говорит Александр Булыгин. -- Теперь Путин может провести предметные переговоры с китайской стороной об участии в освоении «Диан-Диан». Возможно, это станет толчком к развитию кооперации между Россией и Китаем с целью развития у нас предприятий по выплавке первичного алюминия, а у них -- по его переработке. В дальнейшем этот процесс мог бы привести к перекрестному владению акциями китайских и российских алюминиевых компаний и их совместному участию в освоении месторождений сырья в иных странах».
При этом, как говорит г-н Булыгин, получение концессии на «Диан-Диан» не приведет к тому, что переговоры по остальным сырьевым проектам будут свернуты. По его словам, сырье, которое будет добываться в Гвинее, предполагается делить между партнерами пропорционально их участию в проекте. А значит, проблема дефицита собственного сырья продолжит оставаться актуальной для «Русала». Кроме того, как заявляет г-н Булыгин, в долгосрочной перспективе компания рассчитывает на рост мирового рынка первичного алюминия на 2,5% ежегодно.
«Таким образом, если мы хотим сохранить свою долю на рынке (она сейчас составляет приблизительно 10%. -- Ред.), в ближайшие 30 лет нам надо нарастить производство алюминия на 1 млн т, что требует соответствующего развития сырьевой базы», -- сказал Александр Булыгин.
Дмитрий СИМАКОВ