|
|
N°133, 27 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долой стыд
В «Пушкинском» состоялась премьера «Очень страшного кино--2»
Если вы тинейджер, пришедший на «Очень страшное кино--2» с компанией одноклассников и ящиком пива, удовольствие от просмотра вам практически гарантировано. Если же вы человек, обремененный хорошим воспитанием, высшим образованием и интеллигентными друзьями, то вам почти наверняка попытаются испортить впечатление от чудной комедии Кинена Айвори Уэйенса. Вам скажут, что сиквел (продолжение) всегда бывает хуже оригинала. Спокойно соглашайтесь, но заметьте, что успех киносериалов зависит от того, сумели ли персонажи первой серии образовать своего рода семью, за приключениями которой можно следить бесконечно. В случае с «Очень страшным кино» это несомненно так. Посмотрите хотя бы на симпатичную Синди Кэмпбелл (Анна Фарис) с ее потешными гримасками и эмоциональными реакциями, глубокими, как река Яуза в жаркое лето, -- и вы почувствуете радость узнавания, как при приезде дальнего родственника из провинции, которого не помните как зовут, зато отчетливо припоминаете, как десять лет назад на отдыхе у бабушки вместе с ним привязали к кошачьему хвосту консервную банку из-под китайской тушенки.
Вообще залог обаяния «Очень страшного кино» в том, что проект стал делом семейным. Кинен Айвори режиссирует, Марлон и Шон придумывают сценарии и играют: первый -- вконец укурившегося Мелкого, второй -- Рэя с гомосексуальными наклонностями. И почему так выходит, что если кино делают братья -- от Гручо, Харпо и Чико Марксов до Питера и Бобби Фаррелли, -- то почти всегда получается комедия? Причем не какая-нибудь «черная», «постмодернистская», «драматическая», а самая что ни на есть традиционная комедия про придурков -- солнечных идиотов, которым все божья роса. Наверное, потому, что братья как никто умеют напоминать друг другу о блаженно-глуповатом детстве, когда достаточно было подложить кнопку на учительский стул -- и было уже смешно.
А еще вам обязательно скажут, что для того, чтобы получить удовольствие от «Очень страшного кино--2», надо сначала просмотреть добрую сотню современных и классических фильмов, которые были безжалостно спародированы братьями Уэйенсами (от «Экзорциста» и «Бешенного быка» до «Призрака дома на холме» и «Ангелов Чарли»), и лишь тогда, может быть, будет немного смешно. Не верьте: когда в кадре хлещут струи спермы, мочи и блевотины, нет уже никакой разницы, что именно является объектом пародии.
Ну а если вам заметят, что стыдно смеяться над парализованным инвалидом, который сам себя услаждает оральным сексом, пропустите это замечание мимо ушей. «Еще безжалостнее, еще бесстыднее» -- таков рекламный лозунг фильма в русском варианте. Именно неприличный и неполиткорректный юмор отличает фильмы братьев Уэйенсов от рядового кинокапустника, осмеивающего хрестоматийные сцены известных фильмов. Своими невиданными непристойностями (чего стоит хотя бы двухметровый член, который один из героев использует в качестве лассо) Уэйенсы испытывают на прочность гламурный, глянцевый мир Голливуда. Схватка заканчивается ничьей. Обе стороны выигрывают.
Алексей МЕДВЕДЕВ